Человеческий фактор в конфликте типы конфликтных личностей

Вопрос 13.Человеческий фактор в конфликте

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным.

Рассмотрим особенности ощущений, восприятия, мышления и воображения как человеческих факторов, способных сыграть ту или иную роль в конфликтной ситуации.

Ощущение различных цветов может вызвать у человека впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения.

Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать.

Человек ассоциирует музыку с тем или другим цветом – это явление называется синестезией.

Заглушая шумы, музыка растормаживает, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, создает “психологическую защиту” от вредных звуков, способствует концентрации внимания – такое стимулирующее влияние музыки называют сенсибилизацией.

Чем более развиты двигательные ощущения, тем более точна ориентировка человека в пространстве, тем более четкими делаются движения человека, тем лучше он противостоит утомлению. Уровень развития физических качеств – ловкость, гибкость, выносливость, быстрота – все это относится к человеческому фактору.

Восприятие – это процесс, благодаря которому предметы отражаются в целом. Восприятие связано с взаимодействием нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц и т. д.

Необходимой предпосылкой для успешной работы являются особенности восприятия времени – “чувство времени”. Исследования показали, что люди, которые обладают чувством времени, более требовательны к себе и другим во всем, что касается трудового ритма.

Память. Основные процессы памяти.

Произвольность и непроизвольность

Память – это хранилище образов, сокровищница всех наших знаний.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

И. М. Сеченов считал, что “память – основное условие психической жизни”.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание – процесс, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

непроизвольное – происходит без специально поставленной на то цели, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, без применения каких-либо приемов запоминания

произвольное – когда человек ставит перед собой цель запомнить то, что намечено;

механическое – запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала;

осмысленное – совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале.

2. Сохранение – предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменение их формы и внешнего расположения.

3. Забывание – проявляется по-разному – от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое.

4. Воспроизведение – актуализация известных по прошлому опыту мыслей, образов, чувств, движений.

непроизвольное – прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию;

произвольное – происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти;

прямое – непосредственный ответ на возникшую мнемическую задачу без опосредованных звеньев;

непрямое – включает в себя различные промежуточные звенья;

избирательное – осуществляется в связи с потребностями человека, направлением его деятельности.

Мышление и воображение,

их влияние на психологический климат коллектива

Мышление представляет собой процесс, в результате которого в сознании на основе прошлых восприятий и образов происходят анализ и синтез воспринятых раздражений.

Мышление – это способность логически анализировать проблему, решать задачу, а воображение – способность создавать новые образы и понятия.

Воображение – это созидание образов таких процессов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше.

Психологический климат коллектива отражается мозгом каждого участника, что находит выражение в его мыслях, высказываниях, суждениях и поступках.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Человеческий фактор в конфликте типы конфликтных личностей
cyberpedia.su

КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В КОНФЛИКТЕ

Людей, создающих вокруг себя проблемные ситуации и конфликтные отношения, причем в любых обстоятельствах и при любых условиях, психологи называют конфликтными или конфлик-тогенными личностями. Как правило, конфликтностьэто неосознаваемая или частично осознаваемая установка личности. Конфликтная личность обладает индивидуальными и характерологическими особенностями, которые влияют на ее статус (положение) в группе и социальные роли. Убеждения такой личности основываются на уверенности в том, что «все люди злы», «мир опасен», «вселенная недружественна», все для них являются потенциальными врагами, которых следует либо обвести вокруг пальца, либо победить. Человек понимается такими личностями как изначально плохой, а низменные инстинкты стремятся взять верх. Интересы такой личности связаны прежде всего с удовлетворением эгоистических потребностей в самоутверждении и вытеснении внутренних страхов (например, страх возможных ошибок, общения и т.п.). Как отмечается в книге «Социальная психология» под редакцией В.А.Лабунской, конфликтная личность часто характеризуется негативным самоотношением и неадекватной самооценкой (завышенной либо заниженной), самоуверенностью (неуверенностью в себе), избеганием изменений (отказ от работы над собой). Межличностные отношения характеризуются неприятием других людей такими, какие они есть, стремлением изменить окружающих, недоверием, отрицанием, неуважением, закрытостью, стремлением победить, доминированием, напористостью, полярностью оценок и интерпретаций в процессе общения [84, с. 88-92].

Конфликтная личность не обладает предрасположением к успешному сотрудничеству, что проявляется в отсутствии:

способности к диалогическому общению (слушает и слышит только себя);

эмпатии (сочувствия, сопереживания);

понимания другого человека и его позиции;

коммуникативной компетентности (компетентность в общении очень низкая).

Одновременно с этим ее способы поведения и выбираемые стратегии демонстрируют агрессивные тенденции и, следовательно, позиции интолерантной личности:

выбор стратегий доминирования во взаимодействии;

слабый самоконтроль поведения, проявление насильственных тенденций;

слабая саморегуляция эмоциональной сферы («Плохое настроение? Замечательно, так пусть будет еще хуже и у тех, кто рядом»).

Личностные качества людей конфликтного типа:

полярность оценок, категоричность;

принципиальность, прямолинейность, правдивость;

эгоцентризм, высокомерие, пренебрежение;

неадекватность самооценки, самолюбие;

невоспитанность, несдержанность, агрессивность;

мягкотелость, авторитарность и т.п.

В настоящее время существует много классификаций поведения личности в конфликте. Н. Обозов выделяет три типа.

Практик. Его лозунг: «Лучшая защита — нападение». Потребность «практика» в преобразовании окружающего мира, в том числе потребность влиять на позиции других людей, может создавать напряженность и провоцировать разнообразные столкновения.

Собеседник. Его лозунг: «Лучше плохой мир, чем хорошая война». Потребность в общении делает невозможным длительное противостояние в конфликте. «Собеседники» чувствительны к изменению настроения партнера и изначально предпочитают сотрудничество. Часто бывают эмоциональными лидерами, «жилетками» в коллективе.

Мыслитель. Его лозунг: «Пускай думает, что он победил». «Мыслители» ориентированы на познание, в общении предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации. Попадая в конфликт, они выстраивают сложную систему доказательств своей правоты, более чувствительны к конфликтам в сфере духовных ценностей или идей [68, с. 71].

Очень часто конфликтная личность порождает особый вид конфликтов — так называемые нереалистические или субъективные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует реальная цель достижения какого-либо результата. Для личности становится важным процесс выражения аффективных состояний, негативных эмоций. Этот тип очень хорошо наблюдаем в поведеии людей преклонного возраста. Иногда можно видеть, как бабушка в транспорте или в очереди явно проявляет стремление к конфликту, ищет зацепок, поводов. Все разговоры о том, что в «наше время молодежь была иная», «всегда все уступали место»

Молодые могут раздражаться этим, но надо понимать, что недостаток общения и тактильных контактов порождает у пожилых потребность в таком взаимодействии. Изменить это можно, вступая в общение с такими людьми, не конфликтуя, а толерантно относясь к этому возрасту, понимая их потребности. Здесь конфликт носит форму проявления состояния, эмоционального реагирования. Иными словами, реальный результат в конфликте такого типа подменяется приобретением психологической выгоды — получением необходимого общения, самоутверждением за счет других, поддержанием и укреплением своей Я-концепции, освобождением от отрицательных эмоций и т.п.

Конфликтная личность не только ограничивает собственное развитие, раскрытие своих возможностей и способностей, но также оказывает значительное деструктивное влияние на участников и свидетелей конфликтного взаимодействия. Последствия таких конфликтов могут проявляться в различных формах, начиная от ситуативных невротических реакций и заканчивая психическими болезнями, в частности неврозами.

В практикуме по конфликтологии С.М.Емельянов описывает пять основных типов конфликтных личностей: демонстративная, ригидная, неуправляемая, сверхточная и бесконфликтная. Эти типы выделены автором с помощью методики «Акцентуации характера» К.Леонгарда, Г.Шмишека на основе десяти типов акцентуаций. Автор дает определение бесконфликтной личности как зависимой от мнения других, ориентирующейся на ситуативный успех, как неустойчивой в оценках и мнениях, внутренне противоречивой и т.д. [36, с. 99].

Думается, что важно исследовать этот тип, поскольку в такую категорию могут попадать как действительно конфликтные личности, так и толерантные. Бесконфликтная личность — это, с одной стороны, личность, тяготеющая к конфликтам, но стремящаяся избежать их внешнего проявления, а с другой стороны — обладающая гибкостью, отсутствием категоричности, умением учесть мнение другого и его интересы наравне со своими, т.е. толерантная. Возможно, здесь работает определенная исследовательская Установка, определяющая бесконфликтность как негативное качество.

Методика Г.Шмишека дает полную картину акцентуаций, и любому человеку для понимания собственной личности и ее особенностей будет весьма полезно провести такую самодиагностику. Одной из главных причин конфликтности личности являются внутриличностные конфликты. Человек не способен справиться с ними самостоятельно, а при этом еще личностные особенности и используемые защитные механизмы затрудняют осознание собственных проблем.

Используя конфликт как способ разрешения своих внутренних противоречий, человек охраняет и поддерживает собственное существование в неизменном виде. При этом конфликтная личность жаждет изменить всех и вся, кроме себя самой. На поведение в конфликте влияют не только сами типы личности, но и их совместимость. В работе «Типы людей и бизнес» (авторы Р. Крегер и Дж. Тьюсон) выделены оппозиции четырех типов: экстравертивный — интровертивный; сенсорный — интуитивный; мыслительный — чувствующий; решающий — воспринимающий [51, с. 44]. Каждый человек, будучи предрасположенным от рождения к определенным предпочтениям, сохраняет их на всю жизнь. Так, мыслительный тип требует внятности и четкости, которые могут быть враждебно восприняты чувствующим типом, даже просто в ходе простого обмена репликами. Люди мыслительного типа определяют конфликт как неизбежный процесс, который может рассматриваться ими как «творческое напряжение», а люди чувствующего типа воспринимают его как дисгармонию и стремятся любой ценой избежать. Мыслительный тип пытается разобраться в сути конфликта, обсудить возникшие проблемы и выработать подход к разрешению, в то время как чувствующий сосредоточивается на собственных эмоциях, винит себя в том, что произошло, а зачастую реагирует даже физически — потеет, кричит, плачет. Экстраверты стремятся вынести конфликт вовне, чтобы он мог стать предметом дискуссии, а интроверты чаще всего чувствуют, что если они услышат еще хоть слово, то просто взорвутся. Различия между сенсорным и интуитивным типами — в восприятии информации. Сенсорный тип больше акцентирует детали, придает особое значение словам и событиям, а для интуитивного важнее подтекст и смысл. Решающий тип любит упорядоченность. Любое незапланированное или незаявленное изменение для него стресс, что воспринимается его оппонентом как злость, несогласие. Первая негативная реакция может быть связана с тем, что вы нарушили его планы, и она может вовсе не относиться к тому, что вы сказали. Его формулировки часто заставляют думать, что от своей точки зрения он никогда не отступит, а его стремление в какой-то момент закрыться, уйти в себя для воспринимающего становится невыносимым. Актуализация различий в типах и стилях поведения позволяет прийти к выводу, что только расширение наших знаний о людях в конфликте, более глубокое понимание нащих возможностей помогут открыть нам двери к разрешению конфликтов. Понимая, какой тип человека находится с нами в конфликте, мы сможем иначе реагировать на критику, больше сможем помочь друг другу-

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Проведите самоисследование с помощью практикума.
  2. Проверьте свою самооценку.
  3. Конфликтны вы или толерантны?
  4. Метафоры вашей конфликтности (опишите или нарисуйте).
  5. Метафоры вашей толерантности.

Контрольные вопросы и задания

1. Основные теории личности отечественной психологии (кратко).

2. Основные теории личности зарубежной психологии (кратко).

3. Как потребности влияют на поведение в конфликте?

4. Какие личностные качества отличают конфликтных личностей?

5. Как конфликтность личности влияет на поведение в конфликте?

6. Какими способностями не обладает конфликтная личность?

studopedia.net

Про конфликт

Человеческий фактор в конфликте

Что бы ни лежало на поверхности конфликта — интриги, обиды, месть или неосознанная неприязнь, все это лишь фон. Реальной фигурой конфликта остается просто человек. Человек — это и есть проблема. А общение с ним — путь решения конфликта.

Даже в обыденной жизни наши слова часто сталкиваются с непониманием. Ну а в конфликте, что-бы ни сказали, вы легко можете быть поняты с точностью до наоборот. Людям обычно не удается правильно понять, что вы действительно имеете в виду. Но и они хотели сообщить вам вовсе не то, что вы подумали!

Любое недопонимание усиливает предубеждение против вас, вызывает негативную реакцию. Создается порочный эмоциональный круг, где разум отступает и поиск мирных решений становится невозможным. Результатом такого конфликтного капкана становится бесплодное самооправдание, подтверждение собственных негативных впечатлений и поиски виновных…

Мы сердимся, унываем, боимся, настраиваемся враждебно и обижаемся. Каждый человек видит мир «со своей колокольни». И эта «колокольня восприятия«, какой бы причудливой ни была и есть его реальность!

Ловушка восприятия

Любое ваше обращение к человеку должно учитывать человеческий фактор. И главное его следствие — увязывание отношений между сторонами с дискуссией по существу дела. Проще говоря — плохо относятся к вам, плохо к любому вашему слову и предложению. Мы буквально падаем в ловушку своего восприятия и перестаем видеть факты.

Даже железная логика будет здесь бессильна. Спорящие стороны — как выдвигающая требования так и отклоняющая их будут относится к людям и проблеме одинаково. И любое, даже самое невинное замечание о сути проблемы:

Будет воспринято как личное обвинение, вызывая ответный укол:

  • А ты что, принц Датский?! Вот и помог бы мне прибраться!

Суть любого вопроса глубоко переплетается с психологическими аспектами. Люди склонны из замечаний по существу дела, из указаний на факты делать необоснованные выводы. Они легко продлевают суждения намного дальше того, что было сказано.

За замечаниями по существу будут подозреваться намерения. За указаниями на факты найдут отношение к этим фактам или, как в примере, еще дальше — негативную оценку и обиду, даже угрозу себе лично.

Сведение общения к волевой борьбе

Пытаясь говорить о существе проблемы, мы переходим к волевой борьбе в которой удовлетворение интересов будет выторговываться за счет добрых отношений

  • Если ты меня уважаешь, то сделаешь как я сказал(а)!

Если для вас важнее взаимоотношения с человеком, тогда вы уступаете в вопросе. Если же решение проблемы вас заботит больше, чем уважение или симпатия другой стороны, то вы поступитесь добрыми отношениями ради дела.

Рычагом такого общения становятся ультиматумы:

  • Я сказал так и точка!
  • Это мое решение.
  • Или будем делать как решил я или я ухожу.

Среагировав мягко — уступив в существе дела и поступившись принципами, вы можете и не приобрести дружеского расположения. Вы не достигнете ничего и лишь убедите другого, что вас можно «провести за нос».

Есть и прямой, «симметричный» ответ — на ультиматум ответить ультиматумом, на угрозу угрозой, обиду давим обидой. Но все это лишь углубляет яму противоречий. Даже уступив, другая сторона затаит обиду и неудовлетворенность, что неминуемо выльется в будущем в еще более серьезные проблемы.

Решение конфликта и поддержание добрых отношений не противоречат друг другу

Мы всегда ищем то, что удовлетворяет наши насущные нужды, помогает решать наши личные проблемы. Но любой человек также заинтересован и в определенных отношениях с другой стороной.

Продавец хочет и получить деньги и сделать клиента постоянным покупателем. Переговорщик стремится поддерживать такие отношения, которые помогут создать условия для соглашения. Но самое главное это…

Перспектива. Общение должно вестись в контексте имеющих продолжение отношений.

Это выгодно — думать о развитии будущих отношений, а не мешать им. Отношения, в которых со временем возникают доверие, понимание, уважение и дружелюбие, превратят каждое последующее общение в спокойный и эффективный процесс.

Человеческий фактор может быть полезен

Отрицательное влияние человеческого фактора сводит любые переговоры на нет. В то время как умение его использовать способно внести в работу пользы больше чем ее вносит каждый из людей по отдельности. Воодушевление и доброе расположение к человеку способны обеспечить существенный прорыв взаимоотношений, который можно назвать синергия.

«Синергия» — это суммирующий эффект. Знания двух и более человек объединяются так, что взаимно усиливают друг друга. Искусство управления отношениями должно объединять усилия нескольких людей и добиваться сверхаддитивного эффекта (1+1+1+1=S, где S > 4). Выигрывают все участники такого процесса — так как, в результате, выигрыш каждого участника больше 1, т.е. больше того, что он может достичь один. Но для объединения усилий требуется, чтобы направления этих усилий были согласованы, направлены к общей цели и шли в ногу с человеческим фактором.

Помните, что в ходе этой задачи вы имеете дело не только с проблемой человеческого фактора других людей, но и со своей собственной. Ваше возмущение или огорчение будут мешать достижению выгодного для вас соглашения. А если ваше восприятие будет односторонним, то вы не сможете выслушать и понять другую сторону.

Задайте себе вопрос «Достаточно ли я уделяю внимания человеческому фактору?»

Залезьте «на колокольню» собеседника, чтобы взглянуть на проблему его глазами. Опирайтесь на факты, а не домыслы. Дайте собеседнику выпустить пар. Сохраняйте дружелюбие. И вовлекайте, вовлекайте его в добрые эффективные отношения!

«для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев;
для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
для чуждых закона — как чуждый закона…
для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных.
Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»
(ап. Павел, 1-е послание Коринфянам 9:20-22)

Понравилась заметка? Подпишитесь на обновление блога «Про конфликт» по электронной почте или RSS.

proconflict.wordpress.com

Пять типов конфликтных личностей

Исходя из результатов исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности.

Конфликтная личность — демонстративный тип:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность — ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Хотя это может показаться странным, здесь уместно дать один важный совет: относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких людей. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог.

Рассмотрим семнадцатишаговую последовательность действий одного из оппонентов, решившего взять инициативу разрешения конфликта па себя.

1-й шаг. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для меня.

2-й шаг. Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента. Гораздо реальнее мне самому изменить свое поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или, по крайней мере, не проиграю.

3-й шаг. Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

4-й шаг. Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы в конфликте. То, что он их отстаивает, так же естественно, как и защита много собственных интересов.

6-й шаг. Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойников. Для этого необходимо мысленно выйти из конфликтной ситуации и представить, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. В нем участвует мой двойник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны частичную неправоту в позиции моего двойника.

7-й шаг. Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя оппонент старается предотвратить.

9-й шаг. Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.

Продолжая продвигаться по пути саморазрешения конфликта, сделаем новые шаги.

10-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов не только моих, но и оппонента. Игнорирование интересов оппонента сделает программу разрешения конфликта благим пожеланием. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Практика показывает, что смягчение конфликта, снижение, остроты создают хорошую основу для последующего разрешения противоречия. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

12-й шаг. Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.

13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта: если верен мой прогноз развития конфликта, это сделает мое поведение более конструктивным. Чем лучше прогноз на развитие ситуации, тем меньше потери обеих сторон в конфликте.

14-й шаг. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта. Логика разговора может быть следующей:

  • конфликт нам невыгоден: работать и жить придется вместе, поэтому лучше помогать, а не вредить друг другу;
  • предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;
  • признать свои ошибки, приведшие к конфликту;
  • сделать уступки оппоненту в части того, что для меня в данной ситуации не является главным;
  • в мягкой форме высказать пожелание об уступках со стороны оппонента и аргументировать свое предложение;
  • обсудить взаимные уступки;
  • полностью или частично разрешить конфликт;
  • если разговор не удался, не обострять ситуацию, а предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.

Естественно, что в основу техники открытого разговора чаще всего бывает положена идея достижения компромисса, в котором мы идем по пути постепенного сближения. Решение, принятое на основе предложенной техники, в большинстве случаев несет в себе конструктивную составляющую, а главное позволяет уйти от противодействия и разрешать противоречие, продвигаясь к обоюдному согласию.

15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.

16-й шаг. Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

17-й шаг. Оценить поведение других участников конфликта, тех, кто поддерживал меня или оппонента. Конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.

infopedia.su

Реферат: Типы конфликтных личностей

на тему Типы конфликтных личностей

Кого называют конфликтной личностью?

Формирование конфликтной личности

Типы конфликтных личностей

Совсем недавно, примерно 50 лет назад на стыках многих наук, а прежде всего двух – психологии и социологии появилась конфликтология. Нельзя конечно сказать, что ранее этой науки не существовало, но как самостоятельное явление конфликтология появилась лишь в 50е годы XX века и изначально называлась «социология конфликта». Это название появилось в связи с работами А. Козера – «Функции социальных конфликтов» и Р. Дарендорфа – «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». Далее, благодаря исследованиям Д. Рапопорта, М.Шерифа, Р. Доза, Д. Скотт и других формируется так называемая «психология конфликта». В 70 е годы возникает потребность в конфликтологических практиках, психологических тренингах, направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии. Возникает методика ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), необходимая для разрешения международных конфликтов.

В исследованиях Д. Скотта, Ш. и Г. Боуэр, Г. Келмана особое место занимают методики разрешения конфликта, а в США, при разработке технологий переговоров с участием посредника – медиатора, возникают даже учебные заведения для подготовки таких специалистов. В это время становится известным Гарвардский метод «принципиальных переговоров» У. Юри и Р. Фишера.

Поскольку основной спрос и интерес представляют именно конфликт: причины его возникновения, типы, возможные пути разрешения, то он и становится центральной темой конфликтологии. Зачастую, раньше конфликт рассматривался преимущество извне, т. е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться, что из себя представляют конфликтные личности, каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе.

Кого называют конфликтной личностью?

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии. Конфликт (с латинского conflictus ) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. 2)Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Это определения различны по категории. Первое – это определение внутреннего конфликта, а второе – конфликта межличностного. Однако известно, что это далеко не самое широкое определение конфликта, так как существуют многие другие подтипы. Но все они схожи в одном, что конфликт – это предельное обострение противоречий.

Что же говорить о личности? В. С. Мерлин дает такое определение – целостная, устойчивая индивидуально-своеобразная и социально-типическая организация сознания человека, определяющая активный творческий характер его деятельности и имеющая социальную ценность. Конфликтная же личность сама по себе предполагает наличие каких-либо противоречий в сознании или подсознании человека, которые активно или пассивно влияют на природу его поведения.

Перед тем, как типировать личности, необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой.

Формирование конфликтной личности

Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между «Я» и «Оно». «Оно» – это инстинкт, бессознательная составляющая человека. «Оно» – это биологические потребности человека, которые требуется все время удовлетворять, иначе конфликт с «Я» неминуем. «Я» – это составная, контролирующая сознательные действия. Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – «Сверх-Я», его ещё называют «Идеал Я». Тогда, находясь между двух огней, «Я» страдает от всех трех угроз: внешнего мира, суровости «Сверх-Я» и либидо «Оно». Постоянное столкновение и противоречие трех «я» в человеке и есть динамический внутренний конфликт, который отражается на внешнем поведении человека.

К. Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве. Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов. И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят восприятие самого себя.

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни.

Очень знаменита теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. За первые пять лет жизни человек находится под влиянием неблагоприятных факторов, которые формируют в нем комплекс неполноценности. Далее, конфликты возникают в связи с попытками компенсации комплекса. Адлер выделяет 3 вида компенсаций:

· Адекватная компенсация, совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (творчество, музыка, спорт и т.п.)

· Сверхкомпенсация, происходит накапливание, гипертрофированное развитие одной из способностей, преимущественно эгоистического характера.

· Мнимая компенсация, комплекс компенсируется болезнью или другими факторами, не зависящими от человека.

Таким образом, человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять, порой активно и позитивно, а иногда агрессивно и негативно.

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте, который кроется в человеке. Существует множество других теорий, определяющих причины конфликтов, но не все они связаны с конфликтностью личности.

Типы конфликтных личностей

Существует множество классификаций типов конфликтных личностей: по причинам формирования, по степени проявления негативных качеств, по моделям поведения. Такие классификации крайне важны. Не только психологи интересуются типологией конфликтных личностей. Основные признаки и пути обхода конфликта крайне необходимо знать людям, руководителям корпораций, работающим в коллективе или людям, находящимся в одной творческой или проектной группе.

Привлечем исследования отечественных психологов (В.П. Захаров, Ф.М. Бородкин, Ю.А. Симоненко, Н.М. Коряк). На сегодняшний день выделяют 6 основных типов конфликтных личностей:

1. Демонстративный тип:

Всегда и во всем хочет быть самым-самым. Любит находиться в центре внимания. Людей делит на тех, кто к нему хорошо относится и на остальных, «незначимых». Эмоционален, все делает по ситуации и редко планирует свою деятельность. Быстро адаптируется в различных ситуациях, склонен к поверхностным конфликтам. Никогда не считает себя источником конфликта, даже если таковым является.

2. Ригидный тип:

“Ригидный” – негибкая, непластичная личность с завышенной самооценкой, ей свойственно честолюбие, бесцеремонность. В большинстве это люди – эгоцентристы, нежелающие ни слушать, ни считаться с мнением окружающих. Поведение бесцеремонно, прямолинейно, грубо. Тяжело адаптируются к ситуации, так как не могут вовремя уловить изменения. При этом излишне подозрительны к окружающим их людям. Похвалу они принимают как должное, а вот любая критика воспринимается как обида. Имеют завышенное чувство справедливости, однако не всегда примеряют его на себя. поведение конфликтный личность

3. Неуправляемый тип:

Люди импульсивные, инертные, непредсказуемые. Главная их проблема – отсутствие самоконтроля. Поведение чаще всего вызывающее, агрессивное. Так же тяжело переносят критику, однако в отличии от ригидного типа, склонны обвинять других в своих собственных неудачах. Мало опыта извлекают из жизни, им сложно соотнести свои действия и поступки с обстоятельствами. В жизни им трудно реализовывать планы.

4. Сверхточный тип:

Этот человек требователен ко всему и ко всем. Причем выглядит это так, словно он придирается. Недоверчив к окружающим, подозрителен, излишне тревожен. Чувствителен к оценке со стороны начальства, хорошо понимает реальные отношения в группе. Порой прекращает общаться с друзьями, так как ему кажется, что его обидели. Вследствие этого, возникают болезни: головные боли, бессонницы. Однако внешне он никогда не проявит палитру эмоций.

5. Бесконфликтный тип:

Этот человек обладает легкой внушаемостью, ему тяжело сформировать собственное мнение. Из-за этого он бывает непоследователен. Сильно зависит от чужого мнения, ориентируется на сиюминутный успех. Не обладая достаточной силой воли, всегда стремится к компромиссу. Редко анализирует свои поступки и действия окружающих.

6. Рационалист:

Расчетлив, в любой момент готов вступить в конфликт. Работает беспрекословно лишь до тех пор, пока начальник в авторитете. Как только намечаются подвижки в смене руководителя, рационалист первым предаст его. Все в итоге старается рационализировать в свою пользу.

Это шесть основных типов конфликтных личностей, которые выделяют на сегодняшний день. Однако их гораздо больше. Разные психологи предлагают разные классификации. Некоторые предлагают нам «вредных», «трудных», которые также имеют место в современном обществе. Необходимо знать, как реагировать на поведение конфликтной личности или хотя бы минимизировать последствия конфликта. Тот, кто осведомлен, тот вооружен:

Грубиян – «танк» не обращает внимания ни на кого, кто попался ему на пути, идет напролом. Он не видит и не слышит, что вы ему говорите. Самый лучший способ работы с ним, это вообще не попадаться ему на глаза. Если это все же произошло, следует быть готовым морально к этой встрече. Главное, определиться, что вы можете сделать и чего вы делать не собираетесь, не смотря на давление. В процессе общения следует быть сдержанным, как внешне, так и внутренне. Лучше сначала выслушать его, дать выпустить пар и постараться привлечь к себе его внимание. Если вы хотите что-то сказать, нужно делать это быстро и ясно, так как внимание – это не самая стойкая черта «танка». Старайтесь как можно быстрее закончить разговор.

Есть также тип «грубиян – крикун», который привык повышать голос в любой волнующей его ситуации. Самое главное, постараться сохранить спокойный темп разговора, самому не перейти на «повышенные тона». Желательно проявить сочувствие и понимание, насколько это возможно, чтобы утихомирить «крикуна».

Очень похож на предыдущий тип «граната »- сам по себе производит впечатление мирного и спокойного человека, но в какой-то момент, совершенно неожиданно может сорваться. Это происходит в тот момент, когда от него уходит чувство контроля за ситуацией, возникает чувство беспомощности. Пусть он взорвется. Через некоторое время, уверив его, что ситуацию можно исправить, вы увидите, как он начинает успокаиваться.

« Привычный крикун» – о типе личности говорит само название. Этот человек не умеет решать проблемы по-другому, он нервничает, кричит, что-то доказывает. Такие люди внешне выглядят очень агрессивно, но при этом не опасны, поэтому стоит воспринять крик как недостаток и начать воспринимать то, что он говорит, а не то, как он это делает.

Один из самых раздражающих типов это тип « всезнайка». Он постоянно принижает значимость сказанного вами, перебивает и критикует. Всячески пытается возвысить себя, показать свое превосходство, компетентность. Тяжелый, но действенный способ соглашаться с ним во всем, или хотя бы считаться с его мнением. С ним бесполезно спорить, а тем более просить его о чем-либо, если он говорит, что он занят.

« Пессимист» также создает массу трудностей. Если он критикует, то следует серьезно отнестись к его замечаниям, они могу оказаться конструктивными. Необходимо постараться минимизировать те недостатки, о которых он говорил и поблагодарить, чтобы он чувствовал себя полезным. Возможно тогда он будет вашим союзником, а не угнетающим фактором.

Считается, что тип «пассивно-агрессивный» является одним из самых сложных. Онничего не делает открыто, не критикует и не сопротивляется. Однако если он хочет чего-то достичь, то старается делать это с помощью других людей. Но он настолько скрытен и осторожен, что его сложно вывести на чистую воду. Работу может выполнить не вовремя, не до конца или не верно. При этом всегда есть множество «отговорок»: не знал, забыл, не получилось. Пассивно-агрессивный порой очень хочет казаться полезным и всячески предлагает свою помощь. Но на деле он не таков как на словах. Ему трудно выполнять поставленные перед ним задачи. Не расстраивайтесь и не принимайте это на свой счет. Ведь ваши эмоции – это то, чего он добивается. Если вы хотите, чтобы этот человек был для вас полезен, нужно проследить, чтобы он записал все, что вы ему скажете. Также стоит описать ему последствия невыполнения поставленной задачи, которые отразятся на нем. При этом все-таки придется ещё и проконтролировать ход выполнения работы. Главное – не предъявлять претензий до окончания выполнения. Иначе вы рискуете попасть в интригу, которую он искусно подготовит. Он силен до тех пор, пока остается незамеченным. Как только вы начнете говорить с ним напрямую, в присутствии других, то он скорее всего растеряется.

« Сверх покладистый» тип похож на пассивно-агрессивного, также со всем соглашается. Он активно предложит свою помощь, но ничего почти в итоге не выполнит. При этом будет верить, что искренне хотел все сделать, а его порыв не оценили. Хочет всем нравиться, старается выглядеть полезным. И в итоге набирает столько обязательств, что с ними не справляется. Человек мягкий, не умеет говорить «нет». Также как с пассивно-агрессивным, с ним нужно устанавливать и уточнять сроки. Главное, создать эмоционально благоприятную атмосферу, чтобы он объективней высказался о своих возможностях.

Дополнят существующий список ещё несколько типов конфликтных личностей: «Снайпер », «Пиявка », «Обвинитель » и «Жалобщик »

«Снайперы » врываются в нашу жизнь с остротами, колкостями и насмешками. Они стремятся доставить неприятности, используя интриги, сплетни, махинации. Зачастую это связано с недостатком властных полномочий, которые позволили бы открыто действовать. Как с ним себя вести? Следует разобраться в объекте, определить причины своего поведения. И, показав, что вы выше этого, спокойно реагировать на его замечания. При этом лучшим способом является прямая атака. Потребуйте, чтобы он объяснил, что он имеет в виду в том или ином случае. Однако будьте осторожны, если разъяснения не произойдет, то существует вероятность, что он затаится и будет выжидать удобного случая, чтобы отомстить.

«Пиявка » ни в чем никого не обвиняет, не оскорбляет и не грубит. Но тем не менее, после общения с ним может упасть настроение, появляется чувство усталости, вялости, вероятно, заболит голова. Единственное, пожалуй, что можно сделать, так это в конце разговора сказать, что вы чувствуете. Пусть и он расскажет о своих впечатлениях. Возможно вам удастся совместно понять, что так влияет на ваше состояние.

«Обвинитель » похож на «всезнайку » и «снайпера » одновременно. Он все время критикует всех: коллег, друзей, врачей, правительство, соседей… Каждый раз с упоением придумывает новые факты. Если вы захотите его прервать, то тоже попадете под шквал раздражения. Ему хочется выговориться и быть услышанным, так предоставьте ему эту возможность. Постарайтесь научиться не обращать на его пламенные речи внимания.

Обычно «жалобщики » бывают двух типов: реалистичные и параноидальные. Последние постоянно жалуются на несуществующие обстоятельства. Часто в речи употребляют слова “всегда” или “никогда”. Они красочно описывают неудачи, хотят, чтобы их слушали в спокойной обстановке. Не стоит доказывать им, что они не правы. Лучше перефразировать все своими словами, и дать им понять, что их чувства замечены. Сначала лучше выслушать, а затем постараться вернуть значение собственной значимости. Далее разговор лучше закончить или сменить тему.

Сколько людей, столько и личностей. Каждый психолог знает, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков, идей, стремлений, ошибок, моделей поведения. Но в итоге, чтобы находиться в относительной гармонии с окружающими стоит научиться приходить к компромиссу внутри себя и на почве межличностных отношений.

На сегодняшний день существует множество методик оценки типа конфликтности личности, самооценки конфликтности. Некоторые связывают конфликтное поведение как следствие воспитания. Позже появляется теория о темпераменте, теперь о конфликтности говорит нервная система человека. Разработано очень много методик, чтобы «нейтрализовать» конфликтную личность, однако не так много акцентируется на том, что человеку помогают осознать, что он раздражает окружающих, ему редко стремятся помочь. Психологи и психотерапевты могут помочь лишь в том случае, когда человек к ним обратится, поэтому, как мне кажется, важно «тестировать» коллектив на наличие конфликтных личностей. Это поможет не только окружающим, но и самой личности.

1) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М:Питер, 2001

2) Гришина Н.В. Психология конфликта. М:Питер, 2001

www.bestreferat.ru

Тема 6. Человеческий фактор в конфликте

Дисциплина: Конфликтология

Направление подготовки: 031600 Реклама

И связи с общественностью

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Конфликтология, ее предмет и задачи

Конфликты в архаических культурах. Комплиментарность и антагонизм как неотъемлемые и взаимосвязанные стороны социальных отношений. Доминирующая роль политических конфликтов в традиционном и индустриальном обществах. Универсализация конфликтов в постиндустриальном обществе, изменение исследовательских парадигм. Социально-историческая ситуация возникновения конфликтологии. Предмет и функции конфликтологии, специфика конфликтологического знания.

Тема 2. Проблема конфликта в истории философской и социологической мысли

Определение природы конфликтов в античной философии. Проблема конфликта в социально-философских и политических концепциях эпохи Возрождения и Нового времени. Социально-философская теория К.Маркса: экономические основы социального неравенства, сущность и причины социальных конфликтов, их движущие силы и роль в социальном развитии, социально-экономические условия и способы разрешения социальных конфликтов.

Социологическая концепция конфликта Г. Зиммеля. Анализ Г. Зиммелем причин и функций конфликта.

Проблема социального неравенства и причин социальных конфликтов в теории М.Вебера. Э.Дюркгейм о причинах социальных конфликтов в современном обществе; девиантное поведение и аномия как проявление противоречивости интересов людей в обществе с органической солидарностью.

Основные социологические парадигмы в понимании конфликта. Проблема конфликта в концепциях структурно-функциональной школы. Теория позитивно-функционального конфликта Л. Козера, анализ Л. Козером позитивных функций конфликта и механизмов его протекания. Р. Дарендорф о социальных причинах конфликтов, о проблеме их регулирования в постиндустриальном обществе. Общая теория конфликта К. Боулдинга.

Современные психологические исследования конфликта.

Формирование отечественной школы конфликтологии.

Тема 3. Природа социального конфликта

Конфликт как необходимая сторона социального взаимодействия. Понятие конфликта. Источники и причины его возникновения. Структурные элементы конфликта: предмет и объект конфликта, действующие силы конфликта. Позитивные и деструктивные функции конфликта.

Тема 4. Процесс и динамика конфликта

Конфликт как динамичное явление. Эскалация и развитие конфликтов. Понятие конфликтной ситуации. Стадии развертывания конфликта. Развитие и эскалация конфликта. Проблема завершения конфликта: условия завершения конфликта, основные модели его завершения. «Цена» конфликта, основные модели оценки его результатов. Роль конфликтологии в эффективном разрешении конфликтов.

Тема 5. Проблема типологии конфликтов

Многообразие конфликтов и необходимость их классификации. Основания и принципы типологии конфликтов, сферы их проявления. Типы конфликтов в контексте различных конфликтологических теорий: многообразие подходов. Понятие внутриличностного конфликта. Критерии классификации внутриличностных конфликтов и их основные виды. Объективные и субъективные условия возникновения и особенности переживания внутриличностных конфликтов, механизмы психологической защиты. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты. Особенности межличностных конфликтов, их причины. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты в группах, их роль в сплоченности группы и эффективности совместной деятельности. Групповая идентификация и межгрупповые конфликты. Взаимовлияние внутригрупповых и межгрупповых конфликтов. Конфликты в организациях. Понятие организации, специфика организационно-управленческих отношений. Источники и типология организационных конфликтов. Функции организационных конфликтов. Политические конфликты: социальное пространство и социальная стратификация. Понятие политической власти. Политическая власть как объект политических конфликтов. Понятие политического конфликта. Специфика субъектов политических конфликтов, основные виды политических конфликтов. Роль политических конфликтов в общественной жизни. Культурные конфликты как конфликты ценностей и интерпретаций. Межкультурные конфликты в контексте глобализации культуры. Межэтнические и межнациональные конфликты: понятия «этнос» и «нация»: общие и отличительные признаки. Природа этнонациональных конфликтов, их системный характер; «логика» разрешения этнокультурных конфликтов. Кризис российского общества: причины и сущность. Социальные конфликты в современной России.

Тема 6. Человеческий фактор в конфликте

Психологические теории конфликта. Роль эмоций и психологической несовместимости в конфликтном поведении людей. Типы конфликтных личностей. Восприятие и его значение в конфликте, особенности восприятия в ситуации конфликта, феномены искажения восприятия в конфликтной ситуации.

Типичное поведение в конфликтной ситуации. Характеристика основных стилей поведения: конфронтации (соперничества), избегания (ухода), приспособ-ления (подавления), компромисса, сотрудничества; критерии их эффективности.

megaobuchalka.ru

Типы конфликтных личностей

Типы конфликтных личностей

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 5.2.

Типы конфликтных личностей

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 14.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3.

4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – С. 348–350.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?

3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т. п.?

4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.?

5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. Томасу и Р. Килмену.

6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает:

7. Назовите основные типы конфликтных личностей.

8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

9. В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?

10. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Килмена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5.6. Консультирование шизоидных личностей

5.6. Консультирование шизоидных личностей Шизоидная личность наиболее сложна для консультанта. Такой человек отличается крайне свое-образным характером, парадоксальным и труднопрогнозируемым поведением, необычным складом ума и оригинальным способом переживания

5.7. Консультирование истероидных личностей

5.7. Консультирование истероидных личностей Истероидные личности отличаются яркостью, демонстративностью, эксцентричностью внешнего поведения. Они стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед ними открыты шансы и возможности будущего. Они

ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К ВНЕБРАЧНЫМ СВЯЗЯМ

ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К ВНЕБРАЧНЫМ СВЯЗЯМ Чтобы сохранить устойчивые отношения с брачным партнером, необходимо учитывать его личные качества. Как полагают исследователи, существуют субъективные факторы , способствующие супружеским изменам. Бесспорно,

Обнаружение внутренних личностей

Обнаружение внутренних личностей Вам будет легче установить связь с внутренними частями вашего «я», если каждый образ из сна вы будете воспринимать как живущего внутри вас реального человека. Рассматривайте все персонажи ваших снов как самостоятельные личности,

Глава 2.Типы «непростых» личностей

Глава 2.Типы «непростых» личностей Когда вы поймете их точку зрения, сможете разобраться и с логикой поведения. А это хороший фундамент для конструктивного и безопасного взаимодействия. Такой подход связан с идеей, лежащей в основе когнитивно-поведенческой

Ограниченность выбора типов личностей

Ограниченность выбора типов личностей Аналитический опыт предполагает следующее: хотя личность может быть существенно модифицирована путем терапии, она не может быть трансформирована (теория драйвов утверждала, что можно изменить экономику, но не динамику). Иными

Драйвы, аффекты и темперамент шизоидных личностей

Драйвы, аффекты и темперамент шизоидных личностей Клинический опыт наводит на мысль, что, с точки зрения темперамента, личности, становящиеся шизоидными, являются гиперреактивными и легко поддаются перестимуляции. Шизоидные пациенты часто описывают сами себя врожденно

Защитные и адаптационные процессы у шизоидных личностей

Защитные и адаптационные процессы у шизоидных личностей Как уже отмечалось выше, патогномонической защитой шизоидной личностной организации является уход во внутренний мир, в мир воображения. Кроме того, шизоидные люди нередко используют проекцию и интроекцию,

Объектные отношения шизоидных личностей

Объектные отношения шизоидных личностей Первичный конфликт в области отношений у шизоидных людей касается близости и дистанции, любви и страха. Их субъективную жизнь пропитывает глубокая амбивалентность по поводу привязанности. Они страстно жаждут близости, хотя и

Объектные отношения обсессивных и компульсивных личностей

Объектные отношения обсессивных и компульсивных личностей Как известно, родители и опекуны людей, развивающихся в обсессивном и компульсивном направлениях, задают высокие поведенческие стандарты и требуют, чтобы дети с раннего возраста им подчинялись. Они стремятся

ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ

ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ Решающее влияние структуры личности на судьбу человека не нуждается в длительном обосновании. Вот почему каждый серьезный исследователь, исходя из своей клинической или психологической практики и собственных теоретических воззрений, строил свою

Характеристики конфликтных личностей

Характеристики конфликтных личностей Конфликтный индивид демонстративного типа1. Хочет быть всегда в центре внимания.2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.3. Его отношение к людям определяется тем, как относятся к нему.4. Он чувствует себя уверенно при неглубоких

Психологические характеристики конфликтных личностей

Человеческий фактор в конфликте типы конфликтных личностей
psy.wikireading.ru

Типы конфликтных личностей (4)

Главная > Реферат >Психология

Предмет: Тренинг личностного роста.

Тема: Типы конфликтных личностей.

Выполнил: студент 3 курса

специальность: Связи с общественностью

Конфликт – состязание сторон с разнонаправленными интересами. Избежать конфликтов невозможно, тем не менее, возможно научиться вести себя наиболее эффективным образом в конфликтных ситуациях, снижать, по возможности, их отрицательные последствия. Любой конфликт связан с эмоциональными переживаниями, является источником стресса. За стрессом следует депрессия, неконструктивные способы «выхода» из ситуации – переедание, алкоголизм, курение, употребление наркотических веществ.

Под конфликтностью личности понимают свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Такие люди часто инициируют конфликты, независимо от того имеется ли объективный повод. Выделяют несколько типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Их характеристики рознятся.

Демонстративный тип. Стремится быть в центре внимания, часто оказывается источником конфликтов, хотя и не признает этого. Реагирует бурно и эмоционально. Ригидный тип. Подозрителен, негибок, отсутствует критическое восприятие окружающей действительности. Нуждается в постоянном подтверждении своей значимости. Неуправляемый тип. Его поведение практически непредсказуемо. Импульсивная личность, пренебрегающая общепринятыми нормами. Высокий уровень агрессии. Сверхточный тип. Отличается повышенными требованиями к себе и окружающим, обидчив, тревожен. Сдержан в эмоциональных проявлениях. Бесконфликтный тип. Неустойчив в оценках и мнениях, чрезмерно подвержен чужому мнению. Стремится к избеганию конфликтных ситуаций. Имеет слабую волю.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. [2]

Представленные в Таблице «Типы конфликтных личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня.

Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности . Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п. [1]

Типы конфликтных личностей

Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, при-вычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.

Но наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей [2]:

Демонстративный . Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный . Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый . Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.

Сверхточный . Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный». Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Представленные “типы конфликтных личностей” встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня. Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро “остывает” и переходит к неконфликтному взаимодействию. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

Кроме этих выделяют еще некоторые типы конфликтных личностей.

В своей работе “Общение с трудными людьми” Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них [3].

1) “Агрессивисты” – они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.

2) “Жалобщики” – у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.

3) “Молчуны” – спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.

4) “Сверхпокладистые” – они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.

5) “Вечные пессимисты” – всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать “нет”, поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.

6) “Всезнайки” – считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом “превосходстве” знали и другие. Они могут действовать как “бульдозер”, расталкивающий всех на своем пути со своими “знаниями”. Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.
Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов [3]:

Тип «паровой каток»/«шермановский танк». Это людигрубые и бесцеремонные, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу. Они могут вести себя так потому, что убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. В то же время, некоторые из таких людей могут бояться раскрытия своей неправоты. Для «парового катка» подрыв его имиджа — ужасная перспектива.

Тип «скрытый агрессор»/«снайпер». Человек, относящийся к этому типу трудных людей, старается причинять людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Обычно он полагает, что такое его поведение полностью оправдано; кто-то другой поступил неправильно, а он выполняет роль тайного мстителя, восстанавливая справедливость. Он может также вести себя таким образом потому, что не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто.

Тип «разгневанный ребенок»/«взрывной человек». Человек, относящийся к этому типу людей, не является злым по своей природе; он взрывается, как ребенок, у которого плохое настроение. Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Так, например, муж может взорваться, ревнуя свою жену, боясь потерять ее и опасаясь утратить контроль; или начальник может вспылить, чувствуя, что подчиненные совсем отбились от рук.

“максималисты” – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

“скрытные” – держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;

“невинные лгуны” – заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что – нет;

“ложные альтруисты” – якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.

Встречаются “игроки” различных типов, например, такие люди, которые говорят и поступают в стиле “да, но…”, описанные Эриком Берном в его книге “Игры, в которые играют люди”. Внешне они поступают так, а думают совсем иначе. Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку.

Как вести себя с трудными людьми различных типов

Вот какие рекомендации дает по этому пово­ду конфликтолог Дж. Г. Скотт.

Ключевой момент состоит в том, чтобы сохранять гибкость, применять к конкретно­му человеку соответствующий подход, учитывая его скрытые нуж­ды и интересы, а также ваши собственные приоритеты в сложив­шейся ситуации. [4]

1 Тип «паровой каток». Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться. Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успо­коить его. Если же вы избрали иной подход, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку «выпустить пар».

2 Тип «скрытый агрессора («снайпер»). Человек, относящийся к этому типу трудных людей, старается причинять людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скры­тых проявлений агрессии.

Бели вы решили, что уклониться или терпеть такого человека — это не для вас, то наилучший способ — выявить конкретный факт причинения зла, а затем скрытые причины. Дайте понять атакую­щему вас человеку, что вы выше этого, сказав что-нибудь наподо­бие: «Чего вы добиваетесь этим?». Если он начнет отрицать факты, приведите доказательства.

3 Тип «разгневанный ребенок» («взрывной человек»). Обычно чело­век, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль.

Основной принцип, которому необходимо следовать для того, чтобы избежать эскалации конфликта (если вы решили не укло­няться от него совсем), дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям. Надо убедить человека в том, что вы слушаете его. Необ­ходимо также дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его.

4 Тип «жалобщик». Он часто охвачен некоторой идеей и обвиня­ет других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах.

Сначала выслушайте жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен; он считает, что никто не хочет его слушать или относиться к его словам серьезно. Его жалобы обычно возника­ют на почве разочарования и сознания собственного бессилия. Выс­лушивая его, вы возвращаете ему ощущение собственной значимос­ти и предоставляете возможность выразить свои чувства. Вам следу­ет признать или оценить этого человека, показав, что вы поняли сказанное им; возможно, повторив это иными словами. Затем, пос­ле высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения или перевода разговора на иную тему.

5 Тип «молчун» («тихоня»). Ключ к разрешению конфликта, если только вы не хотите уклониться от него,— преодоление замкнутос­ти человека. Вы можете иметь некоторые предположения на счет ее причин (например, этот человек расстроен чем-то, но не хочет при­знаваться вам в этом), но исходить из них — это не лучший вари­ант. Если вы ошибетесь, то это может только усложнить ситуацию.

Для того чтобы вскрыть суть проблемы, вам следует задать не­сколько вопросов в такой форме, которая не позволит выразить ответы только словами «да» или «нет» либо просто кивком головы. Если вы не хотите получить односложные ответы, то задавайте следу­ющие вопросы: «Что вы думаете по этому поводу?» или «Что послу­жило причиной вашей замкнутости?» При этом, если у вас есть некоторые предположения, а человек не собирается давать вам ин­формацию, вы можете поделиться ими, чтобы узнать, правильны ли они (например: «Мне кажется, вы избегаете моего общества, так как полагаете, что я уделял вам недостаточное внимание на прошлой вечеринке»). Перебирайте возможные причины или побуждайте че­ловека к разговору. В то же время сохраняйте чувство меры. Если вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротив­ляется вашим попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом. Поблагодарите его и, если это необходимо, попытайтесь догово­риться о новой встрече.

6 Тип «сверхпокладистый». Такие люди могут казаться приятны­ми во всех отношениях, но время от времени они создают проблемы: вдруг соглашаются сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находят причину для отказа. Если вы считаете необходимым продол­жать общение с таким человеком, то ключ к решению проблемы состоит в том, чтобы показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны. Настаивайте на том, что вы хотите знать, что в действитель­ности думает этот человек, и хотите, чтобы он сделал только то, что он в состоянии выполнить. Сделайте акцент на том, что вас беспоко­ит не то, согласится он с вами или нет, а его непоследовательность.

Таковы правила поведения с некоторыми типами конфликтных личностей. Но кроме названных есть и другие типы, требующие специфического подхода к ним. При всем различии этих подходов к трудным в общении людям, все они построены на следующих основных принципах:

1) когда вы сталкиваетесь с трудными в общении человеком, следует использовать такой подход, который соответствовал бы конкретному характеру поведения;

2) осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится;

3) не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироо­щущения: сохраняйте спокойствие и нейтралитет:

4) если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, по­старайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности»:

5) постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд:

6) используйте совместный подход к разрешению конфликтов, кото­рый начинает вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу.

Список использованной литературы

Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие, 2-е издание, переработанное, Серия «Учебное пособие».

Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов.— САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВИС, 1994

works.doklad.ru
CATEGORIES
Share This