Беспризорные и безнадзорные дети

Беспризорные и безнадзорные дети

Безнадзорность и беспризорность как социальный феномен

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные — это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, — дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» (23, с.438).

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было (14).

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), действующем на сегодняшний день, используется термин безнадзорность (15). Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1). Однако определения этому понятию не дано.

Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе (8, 9).

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (11).

В Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо четко разграничить эти термины.

Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся (38, с.58):

— полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

— проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

— добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

— подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко отмечает: «Беспризорность и безнадзорность — это несколько разные явления. Беспризорность можно снизить только с помощью государственной политики с четкой программой, с персонально ответственными лицами и контролем за исполнением тех или иных мероприятий и дел. И только тогда будет достигнут эффект. Безнадзорность же можно снизить профилактическими мерами, направленными на повышение ответственности родителей. Я вообще считаю, что благополучие регионов, их уровень социального развития необходимо оценивать именно по показателю число беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Конечно, Федерация должна взять на себя организационные, финансовые, кадровые, координационные вопросы, а исполнять их должны субъекты Федерации. В этом направлении необходимо усиливать и законодательную базу. » (28).

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвященном деткой беспризорности, отличает беспризорных детей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные для других граждан. Мало того, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нем нормы. Как указано в Докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где поощряется, признается то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью» (28, с.38).

Говорить о беспризорности, наверное, можно начиная с 1989 года. С этого момента начался распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.

Процесс деморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает в условиях отрицательной социальной микросреды, семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

Каковы же конкретные условия неблагоприятного нравственного формирования личности?

Главной причиной детской безнадзорности и беспризорности остается семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. В семье начинается социализация человека — здесь он приобретает первые представления об окружающем его мире, о людях, о дозволенном и недозволенном. Под влиянием семейной среды у растущего человека первоначально складываются взгляды и привычки, формируются потребности, вырабатываются навыки их регулирования и удовлетворения. По мере того как он выходит за рамки семейного окружения, вступает в контакты со сверстниками, товарищами по школе, сослуживцами по работе, расширяются и усложняются условия, влияющие на его нравственные позиции и поступки. Но семья в большинстве случаев сохраняет в этом процессе свою ведущую роль.

Существуют объективные обстоятельства, затрудняющие надлежащую организацию семейного воспитания: низкий культурно-образовательный уровень некоторых родителей, их занятость на работе, не позволяющая в должной мере осуществлять необходимый надзор за ребенком, недостаточная материальная обеспеченность и ненадлежащие жилищно-бытовые условия части семей. Существенное значение подобных обстоятельств фиксируется при изучении проблем беспризорности несовершеннолетних (37). Однако наиболее существенны субъективные обстоятельства, характеризующие нравственно-психологическую обстановку в семье, поведенческие позиции её членов, отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей.

Одно из серьезных проявлений семейного неблагополучия — разводы, число которых весьма велико и имеет тенденцию увеличиваться. Ныне в стране распадается в среднем каждый второй брак, при этом до 85% разводящихся имеют несовершеннолетних детей. Развод означает крушение семейного коллектива, что существенно отражается на детях, серьезно затрудняет их надлежащее нравственное формирование, способствует безнадзорности и правонарушениям. Анализ многочисленных исследований свидетельствует, что отсутствие одного из родителей у несовершеннолетних беспризорных встречается в 2-4 раза чаще, чем у обычных подростков.

«Механизм» влияния распада семьи связан с психическим воздействием, которое это событие оказывает на членов «брошенной» семьи, особенно детей, у которых вырабатывается презрительно-осуждающее отношение к родителям, не сумевшим сохранить семью, возникает тенденция отделить и противопоставить себя окружающим. Сложность складывающихся в семье отношений, чувство обиды и отчужденности побуждают подростка искать компенсацию на стороне, в среде сверстников со сходной неудачной судьбой, способствует нежелательным связям и неблагоприятным влияниям. Справедливо сказано, что «в подавляющем большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем положение сирот» (42, с.57).

Ненадлежащее нравственное формирование может иметь место и в формально «полной» семье, если ее характеризуют ненормальное взаимоотношения, ссоры, скандалы, грубость, равнодушие, цинизм. Подобная семья утрачивает качество коллектива и потому не способна воспитать у своих членов коллективистскую психологию, высокие моральные свойства. Это неблагоприятно отражается, прежде всего, на детях.

Ненормальная обстановка в семье побуждает подростка проводить время вне семьи, а иногда вообще бежать из дома, что почти неизбежно приводит к правонарушениям, а порой и к преступлениям.

Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто — и того, и другую. Так что сейчас нет ничего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.

Приватизация жилья тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда вконец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые лица и записку в дверях: «Поживи у соседей». Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.

Существенная роль в нравственном формировании растущего человека, в становлении его как личности принадлежит школе. Здесь подросток получает опыт общественного существования, приобретает не только знания, но и навыки социального поведения, вырабатывает нравственные качества сознательного гражданина. Подавляющая часть несовершеннолетних беспризорных — это подростки, так или иначе упущенные школой.

Анализ исследований показывает, что вероятность у подростка встать на путь беспризорности тем выше, чем раньше он оставил школу: среди несовершеннолетних беспризорных примерно каждые двое из трёх оставили школу, не получив среднего образования, значительная часть таких несовершеннолетних правонарушителей отстает на 2-3 года от соответствующего их возрасту уровня образования.

Неблагоприятными факторами нравственного формирования подростков в школе являются нередко встречающиеся случаи применения неправильных педагогических и воспитательных методов и приемов, черствость и предвзятость в отношении к учащимся, подавление их самостоятельности и инициативы, подмена воспитания голым администрированием. Следует наладить, с учетом изменившихся социально-экономических условий, бесперебойное функционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть предоставлены все возможности для систематического участия в посильном, хороню оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, так и в частных предприятиях.

Важное направление профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних — их правовое просвещение и воспитание. Актуальными задачами здесь являются подготовка квалифицированных кадров педагогов для проведения такой работы, обеспечение активного участия в ней учёных-юристов, сотрудников правоохранительных органов, психологов.

Доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии, в эмоционально привлекательных формах.

Необходимо возродить оправдавшие себя и создать новые центры организованного досуга детей и подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целях целесообразно использовать возможности не только государства, но и коммерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных концессий, установить жесткий контроль за использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных для организации досуга несовершеннолетних. Государству следует всячески поддерживать физических и юридических лиц, оказывающих денежную помощь подросткам, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, малообеспеченным семьям, специальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам.

Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми

Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации.

Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе – безнадзорности и беспризорности.

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.

Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев.

Не умаляя значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства, аспектов, связанных с воспитанием и образованием. Кроме того, существующая долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения, делала основной уклон в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.

Это привело к тому, что существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.

Вышесказанное обусловливает актуальность изучения «безнадзорности» и «беспризорности».

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.

Задачи квалификационной работы:

– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;

– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

– рассмотреть профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

– изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом;

– показать организацию социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт.

Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

1. Детская беспризорность и безнадзорность в истории России

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.

Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно. По оценкам МВД, в России на 2004 год насчитывалось от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов беспризорных детей. Их количество постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов внутренних дел. Цифры, которые приводят официальные органы, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации, в два раза.

Так, по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» – четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют различными показателями.

Цифру же, реально определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как затруднительно определить ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.

Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.

Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны.

Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.

Следует исходить из понимания безнадзорности как процесса и как явления, то есть социального феномена. Некоторые ученые изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.

Безнадзорность можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

Российская педагогическая энциклопедия (Российская педагогическая энциклопедия, 1993) более четко разграничивает рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. При этом упускается важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого можно считать, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

Следовательно, безнадзорность может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое.

Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.

Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития РФ трактуют понятие «беспризорные дети» как те, которые не имеют определенного места жительства или места пребывания. Практики социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.

Часто указывают на то, что беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи.

В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999) беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Для более предметного понимания термина «беспризорность» уточним категории детей, которые к ним относят:

– живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);

– живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.

– те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. В основной своей массе это дети, давно бросившие школу, состоящие на учете в 17 милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних

Актуальность. В настоящее время, содействие малообеспеченным группам населения, становится одной из главных задач государства. В отношении беспризорных детей, считаются наиболее эффективными меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что для решения проблемы беспризорности уже проделана большая работа, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать. Государство и общество обязано уделять пристальное внимание беспризорным детям. Ребенок по праву является объектом заботы со стороны общества и государства. Будущее государства напрямую зависит от подрастающего поколения. Здоровый ребенок — это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий полноправный член общества. Дети нездоровы тогда, когда находятся в условиях, ставящих их на грань выживания.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности — основные направления профилактики, проводимой государством и обществом.

Объектом исследования данной курсовой работы является такая проблема, как беспризорность и безнадзорность в современной России.

Цель работы: рассмотреть факторы, формирующие проблему детской беспризорности и безнадзорности в России.

Проанализировать нормативные основания преодоления проблемы беспризорности и безнадзорности в РФ

Исследовать деятельность социальных служб в решении проблемы

Выявить все возможные решения проблемы беспризорности и безнадзорности.

Проведенное мной исследование демонстрирует, что проблема беспризорности в России приобретает с каждым годом глобальный характер. В современном государстве обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан при помощи активной деятельности по регулированию социальной жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Работа с безнадзорными и беспризорными в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни, которая является одной из ступеней адаптации в обществе. От успешности социальной адаптации зависит судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.

Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Так же отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях. У беспризорников во многих случаях жизненные цели имеют другое представление, в отличии от детей, которые растут в благополучных семьях, беспризорных часто интересуют «сиюминутные удовольствия».

Выявив факторы формирования проблемы можно сказать, что актуальное состояние заключается

Глава 1. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема

1.1.Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, как социальное явление: сущность и актуальное состояние проблемы

В связи с изменениями социально-экономической ситуации в России значительно увеличился рост количества социальных сирот, и резко возросла детская беспризорность и безнадзорность.

Центральной проблемой на данный момент является поиск технологий, направленных на обеспечение положительной социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблема беспризорности возникла в различные периоды российской истории. Одной из важных причин беспризорности является разрушение семейного быта. В подобных условиях бездомный ребёнок рано начинает уличную борьбу за выживание при отсутствии взрослых и естественной детской среды. У таких детей меняется психология, поэтому такие дети нуждаются в особом воспитательном подходе. По данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше, чем их было во время гражданской войны. По оценкам МВД, в РФ насчитывается от 500 тысяч до 2.5 миллионов беспризорных, детей-сирот-530 тысяч. Рассмотрим понятия «безнадзорные дети» и «беспризорные дети». «Беспризорные дети» — это те, кто не имеет определенного места жительства и места пребывания. «Безнадзорные дети» — это те, за поведением которых отсутствует контроль со стороны взрослых, родителей или должностных лиц. Среди проблем,

характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. 1

Основные факторы, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних – социально-экономическая трансформация общества, изменения уклада жизни и нравственных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Значимым фактором детской беспризорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, замедленное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

В России сложилась неутешительная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, используются в съемках порнофильмов. В последнее время стали распространены общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому и нравственному развитию. Многие из них имеют непристойный или сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.

Анализируя статистику последних лет, можно сказать, что сохраняется тенденция к бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил на свет, во многих случаях не становятся полноценными людьми. Они являются потенциальными преступниками. Осознавая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним малейший интерес, не преследующий благие цели. В

детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. То, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.

Дети-беспризорники — это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее. 2

Сегодня каждый второй подросток, доставленный в милицию, школьник. Растет число безнадзорных и беспризорных. Даже по самым приблизительным подсчетам в стране сейчас более 700 тысяч детей-сирот, два миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов находятся в социально неблагоприятных условиях. В целях изменения ситуации работает правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, реализуется федеральная целевая программа «Дети России». В результате удалось снизить уровень подростковой преступности на 2,9 процента. Образован институт школьных инспекторов милиции. Сегодня в образовательных учреждениях работают более 3200 специально подготовленных милиционеров. Они выполняют задачи по ранней профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, проводят индивидуальную работу со школьниками, систематически уклоняющимися от занятий. 4 Когда разводятся родители, дети оказываются в зоне риска. Дети не всегда понимают родительские конфликты, часто они расстраиваются до такой степени, что может потребоваться помощь психолога. Рождение ребенка – это чрезвычайно важно. Люди заводят детей и тут же бросают: в роддоме, на попечение родителей, нянь и т.д. Без родительской ауры ребенок уже совсем другой.

Сущность его воспитания не в разговоре о нем, а в организации личной жизни родителей. Будущее ребенка закладывается в семье. В нормальной, полноценной. По мнению психологов, педагогов и врачей, как только семья становится неполной, дети оказываются в ущербном положении, которое при наших условиях редко поддается исправлению – не формируется система влияния на детей. Один миллион обездоленных. Причина – разводы, гражданские браки и сомнительные сожительства. В настоящее время так случилось, что и на брак, и на развод смотрят одинаково – как на обыденное явление. Хорошие дети – это вершина хорошего, здорового брака. 5

В такой критический момент для семьи, школа должна стать опорой, и часть хлопот взять на себя, помочь детям обрести уверенность в своих силах. Школа, однако, повела себя самым странным образом. Она, по большому счету, отвернулось от семьи. Московское образование уже не мыслит свое существование без поборов. Для того, чтобы ребенок поступил в первый класс, требуются деньги. Размер взноса зависит от статуса школы и наглости директора. Вымогают, в открытую, не стесняясь. По окончании девяти классов детей вышвыривают как непригодных для дальнейшего обучения. В самом критическом возрасте ребенок оказывается на распутье.

По данным Генеральной прокуратуры сейчас в России насчитывается более двух миллионов беспризорных детей. У некоторых из них нет родителей. У других родители лишились жилья, и сами являются бездомными. У многих детей родители-алкоголики, случалось,

что дети подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но эффект один – дети месяцами и годами живут на вокзалах и в подвалах, не имеют нормального питания, не получают образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам. 6

В результате среди воспитанников детских домов, много детей с ослабленным иммунитетом и страдающие хроническими заболеваниями. Очень часто дети подвергаются грубому обращению и рукоприкладству со стороны воспитателей. Зачастую подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к взрослой самостоятельной жизни, им не оказывается практическая и психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна жуткая статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% успешно устраиваются в самостоятельной жизни. 7

Всемирная организация здравоохранения обнародовала неутешительные данные: в мире насчитывается порядка 100 млн. беспризорников. Какой процент от этой цифры приходится на Россию, точно не может сказать никто. Система учета беспризорников в нашей стране по-прежнему несовершенна. «По официальным данным, беспризорных детей в России не более 5–6 тысяч, по неофициальным, их чуть меньше миллиона. Это почти в два раза меньше, чем пять лет назад. Однако говорить о том, что проблема полностью решена, не приходится». 8

Ценностью любого современного государства, которое стремится называться правовым, опирается на ценности гражданского общества, заинтересовано сохранить свой народ и заботиться о его будущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни – дети. 9

Беспризорные и безнадзорные дети

14 марта 2006 г.

Безнадзорность как социальное явление

45,3% подвергались оскорблениям со стороны взрослых дома, у 35,9% опрошенных родители лишены родительских прав, 48,6% курят, 58,6% употребляют спиртные напитки, у 36% родители пьют запоями, у 45% родители пьют почти каждый день, 37,9% имели знакомых, ранее судимых. 41% подростков с трудом учились в школе, 38,2% часто прогуливали уроки, 32,2% часто не выполняли домашних заданий, 14,35% мешали учителю и одноклассникам на уроке, 12% задирали, дразнили, дрались с одноклассниками. 58,2% — мальчики.

(По данным исследования Общественного института развития школы, Санкт-Петербург)

Понятие детской и подростковой безнадзорности

Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям».

Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.

Причины детской и подростковой безнадзорности

Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:

– рост числа асоциальных семей;

– беженцы и вынужденные переселенцы;

– нестабильные браки (разводы);

– низкий уровень благосостояния семьи;

– негативный опыт отношений с родителями;

– неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

– наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

В исследованиях, проведенных учеными Общественного института развития школы (Санкт-Петербург) в 2001 году, причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом:

социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);

психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненую ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Проблемы детской и подростковой безнадзорности

Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.

Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.

В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом:

– проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;

– проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;

– проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.

Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность.

Сегодня можно говорить о том, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании, которую М. А. Галагузова определяет как «педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».

Организационно система социально-педагогического сопровождения является ведомственной и подчиняется муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видов учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка условий.

Роль семьи в социальном воспитании

Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:

– нестабильный брак или родители в разводе;

– деструктивные взаимные отношения между членами семьи,

– низкий уровень благосостояния;

– наличие в семье безработных;

– наличие в семье членов с асоциальным поведением;

– частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.

Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители — первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, —ребенок никогда не станет безнадзорным.

Роль школы в социальном воспитании

Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.

Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:

– неподготовленность школы к работе с «проблемными» детьми;

– формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;

– проблемы со здоровьем;

– физическое и моральное насилие учителей;

– отсутствие интереса к учебе и др.

Анализ перечисленных причин позволяет говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.

Исследования показывают, что в новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах прежде всего учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.

Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог — уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.

1. Астапов В. М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. М., 1991.

2. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Интеллект-Центр, 2001.

3. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.

4. Ларионов А. В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997.

5. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М.: Ноосфера, 1999.

6. Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. М.: Социальный проект, 2004.

7. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002.

8. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. Ст. «Безнадзорность детская».

9. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации. М., 2002. С. 27.

10. Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. Минск: Народная Асвета, 1989.

Источники:
Беспризорные и безнадзорные дети
Беспризорные и безнадзорные дети Безнадзорность и беспризорность как социальный феномен Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской
http://studbooks.net/610084/sotsiologiya/beznadzornost_besprizornost_sotsialnyy_fenomen
Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми
Понятие безнадзорности и беспризорности детей и подростков, их место в истории России, проблемы и пути решения. Профилактика данных явлений среди несовершеннолетних. Деятельность соцслужб по работе с несовершеннолетними: отечественный и зарубежный опыт.
http://mirznanii.com/a/213474/sotsialnaya-rabota-s-besprizornymi-i-beznadzornymi-detmi
Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних
Актуальность. В настоящее время, содействие малообеспеченным группам населения, становится одной из главных задач государства. В отношении беспризорных детей, считаются наиболее эффективными меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что для решения проблемы беспризорности уже проделана большая работа, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/WdxEDCSrZqY.html
Беспризорные и безнадзорные дети
Беспризорные и безнадзорные дети 14 марта 2006 г. Безнадзорность как социальное явление 45,3% подвергались оскорблениям со стороны взрослых дома, у 35,9% опрошенных родители лишены
http://www.orthedu.ru/vospitan/koshkina.htm

COMMENTS