Азы психология

Азы психологии (1)

Сегодня мы прочтём и обсудим классический текст Ю.Б. Гиппенрейтер о различиях между житейскими знаниями и психологией.

Цитируем по: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19.

«… и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п. Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.

Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам». Я не буду сейчас говорить о том, как понятие «личность» определяется в научной психологии, — это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя. Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка…

Четвёртое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.»

Прежде всего давайте сориентируемся в культурно-исторической перспективе. Юлия Борисовна Гиппенрейтер окончила отделение психологии философского факультета МГУ в 1953 году. Ученица А.Н. Леонтьева, доктор психологических наук (1975), профессор кафедры общей психологии факультета психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1978). Это сейчас она профессор, признанный автор популярных книг, а в эпоху, когда Ю.Б. Гиппенрейтер выбирала профессию, признавать психологию самостоятельной наукой не спешили и перспективы психологической деятельности отнюдь не были радужными. Требовались преданность делу и вера в правильность сделанного выбора, чтобы продолжать заниматься психологией, наукой о людях, в годы, когда внутренний мир советского человека сверялся с моральным кодексом строителя коммунизма.

Азы психология
[link]pikabu.ru[/link]

Изучение психологии человека: с чего начать и как научиться этой науке самостоятельно?

В этой статье я хочу рассказать о том, с чего начать изучать психологию. Я рассмотрю базовые моменты самостоятельного обучения, а также расскажу, как сделать так, чтобы полученные знания помогали в жизни.

Ваша личная цель обучения

Скорее всего, периодически вы замечали собственный интерес к темам психологии, когда что-то в жизни шло не так – это свойственно многим. Кроме того, что собственная жизнь становится интереснее и понятнее, базовые знания психологии помогают определиться тем, кто желает освоить данную специальность.

Тем, кто собирается изучать психологию с нуля, необходимо определиться с собственными мотивами получения этих знаний. Это важно не столько для мотивации, (ведь человек, собирающийся самостоятельно осваивать какую-либо науку, явно мотивирован), сколько для понимания, в каком направлении двигаться и с чего начинать.

Основные темы, которые могут вызывать интерес:

  • Детская психология, особенности развития и воспитания.
  • Семейные отношения, поиск партнера.
  • Конфликтология и способы улучшения отношений с окружающими.
  • Бизнес-психология, методики достижения успеха.
  • Личностный рост.
  • Преодоление психотравматического опыта.
  • Гештальт-терапия. Об этом направлении была статья здесь на блоге.

Отдельно стоит выделить причину изучения – это дальнейшее получение данной профессии. Тут включается не только личный интерес, но и определенные ограничения и обязательства:

  1. Нельзя осуждать и оценивать, как самого человека, так и его жизненную ситуацию.
  2. Конфиденциальность чужой информации не может быть разглашена. Исключения составляют случаи, когда психолог узнает о готовящемся или совершенном преступлении.
  3. Обладая психологическими знаниями, нельзя навязывать свою помощь другим. Если близкий для вас человек не хочет разбираться с какой-то проблемой, это его выбор. Вы не имеете права вмешиваться или манипулировать его решением.
  4. Нельзя оказывать психологическую помощь или коррекцию, не окончив обучения. Человеческая психика очень хрупкая, поэтому не каждому опытному психологу удается сразу справиться с тяжелыми проблемами, а без соответствующих навыков можно еще и навредить.

Формы самостоятельного изучения

Существует несколько вариантов, которые позволяют изучить психологию самостоятельно:

  • Тренинги и семинары, посвященные конкретной тематике.
  • Вебинары и онлайн-курсы, составленные преподавателями ВУЗов.
  • Психологическая литература (как классические учебники, так и периодические издания).
  • Долгосрочные обучающие программы с узкой специализацией будут полезны тем, кто имеет уже общее представление об устройстве человеческой психики.

Независимо от выбранной формы обучения придется постоянно работать над поддержанием практических навыков и развитием собственных личностных качеств, которые важны для психолога.

Для тех, кто хочет сделать психологию профессией своей жизни, лучше всего обучаться в соответствующих ВУЗах, непосредственно у практикующих преподавателей.

Развитие необходимых личностных качеств

Начинать изучение психологии человека нужно прежде всего с себя. Психолог работает через себя, свои чувства и эмоции. Поэтому, чем лучше вы сможете разбираться со своими реакциями, тем понятнее станет психология других.

Для этого отлично подходят различные методы самостоятельной терапии, особенно их много в направлении арт-терапии. Кроме того, если вы намерены применять полученные знания в непосредственной работе с людьми, то не лишним будет начать работу с проработки собственных проблем, таких как:

  • неадекватная самооценка;
  • комплексы и тревоги;
  • страхи, фобии;
  • предубеждения;
  • затянувшиеся конфликтные ситуации и пр.

Без разрешения своих внутренних проблем невозможен объективный взгляд на проблемы и мотивы другого человека.

Замечали ли вы, что некоторым людям удается понимать любого человека, а также предугадывать его поведение, даже не имея диплома психолога? Секрет заключается в природном обладании личностными качествами, которые важны для психолога. К счастью, они не являются статичными и их, при желании, может развить каждый.

Начинать необходимо с развития внимания, наблюдательности и проницательности в отношении поведения и эмоциональных реакций окружающих. Для этого можно:

  • Наблюдать за поведением друзей, членов семьи и коллег. Можно пытаться предугадать поведение случайных попутчиков в транспорте.
  • Выстраивать причинно-следственные связи в поступках людей. Особенно интересно это наблюдать в коллективе, где люди сами провоцируют друг друга. Также вы можете вносить экспериментальное разнообразие, например, переставляя предметы или совершая то-то необычное для вас. Важно отмечать, как меняется реакция наблюдаемого.
  • Стараться понимать мотивацию поступков и выборов других людей. Ни в одном учебнике не будет написано стопроцентное предсказание человеческой реакции. Психологические навыки помогают ориентироваться в ситуации на месте, поэтому учитесь задавать вопросы. Тут важно поработать над формулировками и тактичностью. Поскольку чем больше вы расположите к себе человека, тем больше в итоге он вам расскажет о своем внутреннем мире.
  • Также я рекомендую вам развивать свою эмпатию. Подробнее тут .

Обязательно стоит фиксировать собственные открытия, которые были получены в ходе наблюдения. Если задаться целью, то за неделю можно узнать множество новой информации о людях, с которыми вы рядом прожили несколько лет.

Литература

Литературу стоит выбирать исходя из тематики интереса. Если вы собираетесь изучить особенности детского поведения, чтобы лучше контактировать с собственным ребенком, то вряд ли вам понадобится учебник по патопсихологии. То, что точно пригодится – это книга по основам общей психологии и словарь психологических терминов. Данные книги сделают доступной и понятной всю остальную информацию.

Автора можно выбирать на свое усмотрение. На данный момент их множество и есть прекрасный шанс выбрать того, чей стиль изложения наиболее близок именно вам. Единственное, на что стоит обратить внимание, это биография автора, наличие практического опыта, научных трудов, заслуженной степени и прочее.

Общее понимание основных закономерностей человеческих отношений можно почерпнуть из книг Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди» . Написаны понятным и доступным языком, содержат яркие примеры и приемы, действующие на практике.

Фрейд, который считается классикой и неразрывно ассоциируется с психологической наукой, нужен не всем. Стилистика написания и терминология может быть тяжела для понимания новичков, требует знания концепции психоанализа. Кроме того, многие его теории уже подверглись критике и не актуальны на данный момент.

Те, кого интересует психология бизнеса, могут обратить внимание на труд Отто Крегера «Типы людей и бизнес» . В книге доступно изложены стратегии построения крепких партнерских отношений, мотивации людей различного должностного уровня и прочие интересные моменты.

Периодические издания, в том числе в электронном варианте, помогут расширить кругозор в психологической области, при том, что авторы статей обычно являются сотрудниками институтов психологии. Среди наиболее популярных журналы:

Заключение

Психология человека – безграничная и увлекательная наука, развиваться в которой можно безгранично. Подписка на мой блог также является формой самостоятельного изучения психологии. Скоро будут новые интересные статьи, поэтому следите за обновлениями!

До встречи, друзья.

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Как найти себя или с чего начать личностный рост

Характеристика девиантного поведения и особенности с точки зрения психологии

Для чего нужна гендерная психология: современные исследования

Что такое социальная психология личности и почему нужно изучать эту науку?

Что такое эго и суперэго: интересная психология

[link]qvilon.ru[/link]

С чего начать изучение психологии

  • Станислава Стариковская
  • 14.10.2016
  • 61607
  • 0 Комментариев

С чего начать изучение психологии? С того, чтобы ответить себе на вопрос: «Зачем мне нужны психологические знания?». Ведь знания – это сила. И психологические знания, как любые другие, обладают силой, которую нужно еще суметь применить без вреда и только с пользой для себя и окружающих.

Этическая сторона вопроса

Два самых частых ответа на вопрос «Зачем Вам психология?»:

  • Чтобы разобраться в себе и в своей жизни.
  • Чтобы научиться управлять (манипулировать) людьми.

Второй ответ кажется менее этичным, нежели первый, но, по большому счету, он об отношениях с окружающими людьми, тогда как первый – об отношениях с самим собой. Именно эти две взаимосвязанные области жизни больше всего беспокоят любого человека.

Кажется опасным позволять «нехорошему» человеку получать знания в области психологии (Еще чего доброго научится управлять всеми и станет всемогущим тираном!), но секрет в том, что психологические знания еще и «магические»: они изменяют того, кто их получает в лучшую сторону!

Неспроста один из главных этических принципов психологов «Не навреди!». Также настоящий психолог придерживается в работе с клиентами принципов:

  1. Безоценочности, принятии человека таким, как есть, без навешивания «ярлыков».
  2. Конфиденциальности. Личная информация сохраняется в тайне.
  3. Бескорыстности, неприменении полученной информации в корыстных целях или со злым умыслом.
  4. Добровольности. Клиент сам решает, взаимодействовать ему или нет с психологом. Никакого принуждения!
  5. Компетентности. Настоящий психолог никогда не возьмется за работу, не входящую в его обязанности, компетенцию и противоречащую этике, только ради возможности заработать деньги.

Есть еще и другие принципы и правила практической психологии, но все они дают понять – психологические знания и их применение на практике не должны никому причинять вреда.

Психология – наука, помогающая человеку стать счастливым.

Общая психология как база знаний

Изучая психологию и различные ее разделы, направления и отрасли, можно заинтересоваться всеми остальными науками о человеке и природе: медициной, генетикой, педагогикой, анатомией, физикой и так далее. Все потому, что психология всех их объединяет.

Тот, кто не знаком с настоящей психологией и ассоциирует ее с псевдо- и лженаукой, может удивиться тому, насколько психология на самом деле сложна.

Да, современные авторы-психологи пишут свои книги простым, легким и понятным языком, так, чтобы понял читатель, но если взяться за учебник по психологии или открыть труд классика, потребуется немало усилий, чтоб понять написанное.

Чтобы понимать второстепенное и производное, нужно знать основное. Конечно же, изучение психологии, нужно начать с азов. Основной и базовый курс науки психологии это общая психология.

Общая психология – это раздел науки психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения, развития и функционирования психики. Общая психология изучает наиболее общие психологические законы и закономерности, принципы и методы, понятия и категории.

Почему важно начать с общей психологии, станет понятно на примере. Так, если человек захотел стать креативным и начал читать книгу вроде такой как «Как научиться мыслить креативно?», где описаны техники и упражнения, прочтение книги может его не удовлетворить. Читатель, если и научится чему-то, то скорее механически, нежели осмыслено. Чтобы понять, как мыслить креативно, нужно осознавать, что такое вообще мышление и что такое само по себе творчество. Такие основные, базовые знания учат человека думать самостоятельно и подходить к решению проблемы осмыслено.

Учебников по общей психологи немало. В качестве примера можно взять замечательный учебник советского и российского психолога, профессора Р.С. Немова «Психология. Книга 1. Общие основы психологии», по которому учат студентов в ВУЗах.

В этой книге описано все, что нужно знать человеку, решившему изучать психологию, к примеру, в ней есть такие разделы:

  • Предмет психологии, ее задачи и методы.
  • Развитие психики человека и животных.
  • Деятельность.
  • Ощущения и восприятие.
  • Внимание.
  • Воображение.
  • Мышление.
  • Речь.
  • Способности.
  • Темперамент.
  • Характер.
  • Воля.
  • Эмоции.
  • Мотивация.
  • Общение.
  • Интимные межличностные отношения.
  • Исторический очерк развития психологии.

Это основы основ, не зная которые невозможно сказать: «Я знаю психологию».

С чего начать и как продолжить

Кроме учебника Р.С. Немова есть и другие замечательные учебные пособия по общей психологии, с которых можно начинать изучение этой науки. Все учебники дают лишь базовые знания, но в них уже можно найти много интересного, нового, необычного, поражающего воображение и практически полезного.

Чтение учебника по психологии не только увлекательное, но и полезное занятие, это первый шаг на пути понимания себя, своих проблем и зон развития.

Продолжить учебу стоит знакомством с отдельными отраслями: социальной психологией, семейной, возрастной, организационной, психологией личности, конфликтологией – смотря, что больше интересует.

Изучать психологию самостоятельно – вполне посильная задача. Но только нужно понимать, что полностью изучить науку за месяц или три нереально! Во–первых, потому, что знаний, накопленных за полтора века существования этой науки, более чем достаточно, а во-вторых, психология очень быстро развивается и расширяется, поэтому «Учиться, учиться и еще раз учиться!»

Получив базовые психологические знания, можно углубляться далее в науку и браться за узкие темы, более всего интересующие с практической точки зрения и актуальные, а именно читать психологическую литературу, насыщенную подробным описанием конкретной проблемы, практическими рекомендациями, упражнениями и начинать применять полученные знания «на себе».

Информацию о том, как выбрать хорошую книгу по психологии, а также список лучшей популярной психологической литературы за последнее время, вы найдете в статье https://ourmind.ru/kakie-knigi-po-psixologii-stoit-prochitat-kazhdomu.

Важно! Чтобы стать практическим психологом и начать применять психологические знания на практике с целью помогать другим людям, домашнего обучения недостаточно, нужно как минимум отучиться в ВУЗе по специальности «Психология».

А вот помочь самому себе, взявшись за изучение психологии, не только можно, но и нужно!

Некоторые учебники, с которых можно начать изучение психологии:

  1. Юлия Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»
  2. Анатолий Маклаков «Общая психология»
  3. Сергей Рубинштейн «Основы общей психологии»
  4. Пол Клейнман «Психология. Люди, концепции, эксперименты»
  5. Александр Морозов «История психологии»
  6. Геннадий Старшенбаум «Энциклопедия начинающего психолога»
  7. Алла Болотова «Перспективные направления психологической науки»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Внимание, Воля, Воображение, Деятельность, Клиент, Мотив, Мотивация, Мышление, Общение, Память, Психология, Развитие, Речь, Способности, Темперамент, Характер, Человек, Эмоции

[link]ourmind.ru[/link]

CATEGORIES