Аналитическая психология юнга

Аналитическая психология юнга

Обсуждение длится не менее недели (подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх основных психических функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция), по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

Аналитическая психология опирается на предположение о существовании индивидуального бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Другое ключевое допущение заключается в том, что сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые иначе остаются неосознанными для индивида, но стремятся к этому, и что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала.

Аналитическая психология различает индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное (см. далее).

Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью.

Концепция Юнга о коллективном бессознательном зачастую понимается неверно. Чтобы понять эту концепцию, важно понять смысл архетипов.

Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное. [10]

По контрасту с объективным миром субъективная реальность архетипов не может быть полностью измерена количественными методами исследования. Она может быть лишь открыта через исследование символической коммуникации человеческой души — в искусстве, сновидениях, религии, мифе и в рисунке человеческих отношений и поведения. Юнг посвятил свою жизнь задаче открытия и понимания коллективного бессознательного, он предполагал, что определенная символическая тематика существует во всех культурах, всех эпохах и в каждом отдельном человеке.

Юнг ввел понятие психологического архетипа в 1919 году в работе «Инстинкт и бессознательное». [11] В его понимании архетипы — это врожденные универсальные прототипы идей, и они могут быть использованы для интерпретации результатов исследований. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа называется комплексом. Например, материнский комплекс связан с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, по аналогии с органами тела, так как в тех и других есть морфологические задатки, которые проявляются в ходе развития.

Самость — архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека [12] , принципом их объединения и отграничения от остального мира.

Тень — это бессознательный комплекс, под которым подразумевают подавленные, вытесненные или отчужденные свойства сознательной части личности. В аналитической психологии принято выделять как созидательные, так и деструктивные аспекты Тени человека.

В деструктивном аспекте Тень представляет собой то, что человек не принимает в себе самом. Например, человек, считающий себя добрым, обладает теневыми качествами грубости или злобности. И наоборот, у жесткого по характеру человека в Тени остается нежность, чувствительность.

В конструктивном аспекте Тень представляет собой положительные, полезные качества. О них говорят как о «золоте Тени».

Юнг подчеркивал, как важно понимать теневые содержания и включать их в сознание, чтобы избежать ситуации, когда теневые качества человек проецирует на окружающих (присваивает им).

В сновидениях Тень часто бывает представлена в виде темной фигуры того же пола, что и сам сновидец. [13]

По Юнгу, человек обходится с Тенью четырьмя способами: отрицание, проекция, интеграция и/или трансформация.

Анима и анимус — архетипы, связанные с мужским и женским полом. [14]

Врожденная потребность в самореализации подталкивает людей к тому, чтобы обнаружить и интегрировать отброшенный материал. Этот естественный процесс называется индивидуацией, то есть, процессом становления индивидуальности.

По Юнгу, самореализация может проходить в два этапа. В первой половине жизни человек отделяется от сообщества, пытается создать собственную идентичность (Я). Поэтому в молодых людях бывает много деструктивности, а отношения подростка к родителям часто полны враждебности. Юнг также говорил, что мы проходим через «второй пубертат» около 35-40 лет, когда переносим акцент с материальных ценностей, сексуальности, деторождения на ценности общности и духовности.

Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью. В это время взрослый человек начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать своё время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать. В этот период он обращает больше внимания на свои чувства — осознаваемые и не осознаваемые. По наблюдению Юнга, молодой человек редко мог бы сказать «Я злюсь» или «Мне грустно», так как это подразумевало бы присоединение к общечеловеческому опыту, к которому он обычно приходит в более зрелые, мудрые года. Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт.

Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации — достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта.

Также он считал, что если человек не продвигается по пути самопознания, возникают невротические симптомы, в том числе, такие широко известные, как фобия, фетишизм или депрессия.

Аналитическая психология Юнга

Аналитическая психология — направление психодинамической психотерапии, разработанное К.Г. Юнгом.

Карл Юнг развил сложную и интересную теорию психологии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих мыслей и поведения. Юнговский анализ человеческой природы включает исследования восточных религий, алхимиии, парапсихологии и мифологии. Одно из центральных понятий Юнга — индивидуация; он называет так процесс развития человека, включающий установление связей между Эго — центром сознания, и самостью — центром души в целом, объемлющей сознательное и бессознательное.

Понятие об интроверсии и экстраверсии. Юнг полагал, что каждый индивид, круг его интересов, может быть обращен к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интравертами, второй — экстравертами. Никто не является чистым экстравертом или интравертом. Однако каждый индивид более склонен к какой-либо одной ориентации и действует преимущественно в ее рамках. Временами интраверсия является более подходящей, временами — наоборот. Невозможно придерживаться обеих ориентаций одновременно.

Интроверты интересуются, прежде всего, собственными мыслями и чувствами. Опасность для них заключается в том, чтобы не потерять связь с внешним миром, слишком глубоко погрузившись в свой внутренний мир.

Экстраверты заняты внешним миром людей и вещей; они стремятся быть более социальными, лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы.

Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Каждая функция может осуществляться экстравертированным или интровертированным способом.

Мышление занято истинностью, суждения его основаны на внеличных, логических и объективных критериях. Мыслительные типы — великие составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации.

Чувствование — принятие решений в соответствии с ценностными суждениями, например плохо-хорошо, правильно-неправильно. Чувствующие типы ориентированы на эмоциональные аспекты опыта. Они предпочитают сильные интенсивные эмоции нейтральному опыту.

Ощущение и интуицию Юнг называет способами получения информации, в противоположность способам принятия решения.

Ощущение основывается на прямом опыте, восприятии деталей, конкретных фактах — на всем том, что можно потрогать, увидеть, услышать и т.д. Ощущающие типы, как правило, реагируют на непосредственную ситуацию и эффективно справляются со всякого вида трудностями и неожиданностями.

Интуиция — способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Интуитивный человек обрабатывает информацию очень быстро, доверяет собственному опыту, поступки его часто кажутся непоследовательными.

Сочетание четырех функций в индивиде составляет целостный и уравновешенный подход к миру. Юнг пишет: «Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вторая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает, подходяще это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)».

У человека эти функции развиты неравномерно, одна обязательно доминирует, другая, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью.

Коллективное бессознательное. Юнг пишет, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению.

Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и направляют психологический материал. Их можно сравнить с сухим руслом реки, форма которого определит характеристики реки, когда по нему потечет вода.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины, реальной или мифической (Мать, Дева Мария, Баба Яга и др.). Архетип отца определяет общее отношение к мужчинам (Отец, Илья Муромец, Бог, Закон, Деспот и др.).

Каждая из основных структур личности — тоже архетип; среди них можно назвать Эго, персону, тень, Аниму(у мужчин), Анимуса (уженщин), самость.

Символы. По Юнгу, бессознательное выражает себя, прежде всего, в символах. Хотя ни один конкретный символ не может представить архетип, чем ближе символ сооветствует бессознательному материалу, орагнизованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный ответ. Символические термины и образы часто репрезентируют представления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять. Символ представляет психическую ситуацию индивида.

Сны. Сны — важное соеденительное звено между сознательными и бессознательными процессами. По Юнгу, «основная функция снов состоит в том, чтобы постараться восстановить наше психическое равновесие посредством создания материала сновидения, который таким образом вновь устанавливает общий душевный баланс».

Поскольку сновидение содержит символы, которые имеют не одно значение, не может быть простой механической системы интерпретации снов. Любой анализ сновидения должен принимать во внимание положение, опыт и среду видевшего сон. Интерпретации аналитика могут быть лишь предварительными до тех пор, пока они не приняты анализируемым и не почувствованы им значимыми. Более важен факт не просто понимания сновидения, но акт самого переживания материала и серьезное к нему отношение.

Структура личности. Юнг выделяет следующие элементы структуры личности: Эго, персону, тень, Аниму (у мужчин), Анимуса (у женщин), самость.

Эго — центр сознания и один из основных архетипов личности. Эго создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Оно, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Персона (личность) — это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает наши социальные роли, род одежды, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения.

Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. В другом случае, если социальной роли предается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность.

Тень — центр личного, бессознательного, которое включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень опаснее всего, если ее не признавать. Тогда индивид проецирует все нежелательные качества на других или оказывается во власти тени, не сознавая того. Чем более материал тени осознается, тем менее он может властвовать.

Тень — не только обратное отображение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, она может обеспечить индивиду доступ к значительному бессознательному материалу, который отвергается Эго и персоной.

Анима и Анимус — по мнению Юнга, это представления о себе как о мужчине и женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивида. Таким образом, поскольку женщина определяет себя феминистически, ее Анимус объемлет все разрозненные тенденции и переживания, которые она полагает маскулинистическими. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном, — женщина. «Поскольку этот образ бессознателен, он всегда бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».

Анима и Анимус наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному и оказывают большое влияние на поведение индивида.

Самость. Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость — внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отделенный от него.

Индивидуация и аналитическая психотерапия. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. «Индивидуация, -говорит Юнг, — означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» — это наша наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой».

Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное.

Второй этап — осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния.

Третий этап — встреча с Анимой или Анимусом. С этим архетипом следует обращаться как с реальной личностью, существом, с которым можно общаться и у которого можно учиться. Юнг «расспрашивал» свою Аниму об интерпретации снов, как анализирующийся советуется с анализирующим.

Последняя стадия процесса индивидуации — развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Это продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности. Юнг пишет, что «человек должен быть собой, должен найти собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому природа направляет нас».

Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, является установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Юнг полагал, что психотерапия — это прежде всего взаимодействие бессознательного аналитика с бессознательным пациента.

Весь процесс лечения Юнг разделил на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап — толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам, а также использовал другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуру.

Карл Юнг создал свое направление в психологии и психотерапии. Аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Аналитическая психология юнга

Билет 1. Аналитическая психология К.Юнга.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Юнг был принят Фрейдом как «наследник», и в 1910 Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической Ассоциации. Однако в 1914 после разрыва с Фрейдом вышел из Ассоциации.

Основные положения аналитической психологии

Аналитическая психология опирается на телеологический подход, подразумевающий, что динамика человеческой жизни имеет направление, смысл и цель. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения.

Психика состоит из 3х отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство. Эго служит основой нашего самосознания.

Личное бессознательное (ЛБ) вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. Содержание ЛБ сгруппировано в комплексы или скопление мыслей, чувств, воспоминаний вокруг каких либо обычных тем: власти, денег, отношение к отцу или к матери и т.п. Комплекс – это скрытая в глубине бессознательного неразрешенная жизненная проблема, которая совсем не обязательно связана с секс.потребностями.

Коллективное бессознательное (КБ) – более глубокие слои в структуре души. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Концепция КБ была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

КБ состоит из архетипов (прообраз, образец) – «первичных моделей». При рождении психика ребенка не является «чистой доской», в ней уже содержатся архетипы – врожденные идеи, которые предрасполагают человека воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетипы – это универсальные модели (схемы) восприятия, мышления и поведения. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф, но рекой оно может стать лишь тогда, когда оп нему потечет вода. Функция архетипа заключается в том, чтобы направить реальные псих.процессы в определенное русло. Архетип – это форма без содержания. Архетипы проявляются в символах. Архетипические символы часто отражаются в сновидениях, существуют в культуре в мифах, традициях и обрядах: Мать, Отец, Ребенок, Герой-спаситель, Мудрец, Солнце, Земля, Бог и смерть и т.д.

Количество архетипов в КБ может быть неограниченным. Однако особое внимание Юнг уделял маске (персона), аниме и анимусу, тени и самости.

Маска (персона) – публичное лицо человека, совокупность социальных ролей и моделей поведения, которые он проявляет в отношениях с другими людьми. Персона – верхний покров психической жизни человека, социально обусловленный. Персона имеет коллективных характер, поскольку она задана нормами общества. Человек создает свою Персону, копируя предпочитаемые ролевые модели окружающих (родители). Персона может играть позитивную и негативную роль. Персона служит цели производить впечатление на людей и утаивать от других свои неподходящие мысли и чувства. Персона – это те маски, которые одевает человек с целью удовлетворить ожидания окружающих. При идентификации Эго с Персоной «маска» прирастает к лицу, и личность теряет свою аутентичность.

Анима и Анимус. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую часть. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская часть. Архетипы Анима и Анимус тесто связаны с существующими в культуре гендерными стереотипами. Анима и Анимус бессознательно проецируются человеком на партнеров противоположного пола и является причинами симпатии и антипатии. Если мужчина отвергает свою Аниму, то его внутренняя дисгармония проецируется на отношения с женщинами.

Самость – архетип целостной личности, центр всей психики. Это наиболее важный архетип в теории Юнга. Понятие Самости одновременно означает сущность души, являющуюся центом равновесия, вокруг которого организованы и объединены все другие элементы (сознательные и бессознательные). Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Главная цель человеческой жизни сосредоточение идентичности человека.

Юнг выделил 4 основные функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.

1. Мыслительные тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы; 2. Эмоциональные тип – оценивает его с т.з. положительных или отрицательных эмоций: хорошо-плохо, красиво-некрасиво. Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг отнес к способам получения информации — иррациональные функции.

1. Ощущающий тип особенно внимателен к конкретным фактам окружающего мира, к источникам вкуса, запаха. 2. Интуитивные тип полагается на предчувствия, догатки, исходящие из бессознательной сферы.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель каждого человека – это индивидуация, что означает «становление собой», становление неповторимого, целостного индивида, полную самореализацию, достижение самости. Индивидуация включает в себя взаимосвязанные компоненты: 1. дифференциация – раличение отдельных частей личности, 2. самоосознавание — обнаружение новых частей личности, 3. интеграция- слияние в гармоническое целое противодействующих внутриличностных сил и тенденция.

Книги: Человек и его символы, Психологические типы, Архетип и символ, Проблемы души нашего времени, Символы трансформации, Тибетская книга мертвых, Отношения между Я и бессознательным, Психология и алхимия, Анима и анимус и др.

Мир Психологии

Карл Густав Юнг (1875-1961) — известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В 1909-1913 гг. сотрудничал с 3. Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

Наряду с 3. Фрейдом, А. Адлером и др. Юнг является одним из основателей глубинной психологии, которая изучает так называемые глубинные уровни психики личности. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы, вообще бессознательное, противопоставляемое психическим процессам, функционирующим на верхних «этажах» человеческой психики. В своей теории бессознательного Юнг во мдогом продолжает линию Фрейда.

Прежде всего он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе — многоуровневой и многополюсной. Вместе с тем он не соглашается с пансексуалистской трактовкой либидо, утверждая — вопреки Фрейду, — что основой личности и источником ее конфликтов является не половое влечение, а психическая энергия как таковая, то есть любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой. Такое очень широкое, десексуализированное понятие либидо не могло быть принято Фрейдом. Между ним и Юнгом в 1913г. произошел разрыв.

В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

Юнг является автором «аналитической психологии» и одним из основателей трансперсональной психологии. Его вклад в развитие психологии трудно переоценить.

Структура психики человека в концепции К. Юнга

Юнг рассматривал структуличности как состоящую из трех компонентов:

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом.

Рассмотрим подробнее, как понимал Юнг структуру сознания и структуру бессознательного в психике человека (представим их в виде схемы):

  1. информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания
  2. Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты
  3. Врожденные биологические инстинкты и побуждения
  4. Вытесненные из сознания, подавленные желания, мысли, переживания, образующие «бессознательные комплексы»
  1. Предрасположенность к поведению определенного типа
  2. Коллективные идеи человечества в определенную эпоху, «дух эпохи»
  3. Влияют на внешний физический мир, природу, космос

Юнг отмечал, что в сознании человека могут быть представлены следующие содержания, или компоненты:

1 — восприятие. Человек видит, слышит, осязает мир и тем самым его осознает. восприятие говорит нам, что есть — нечто. Но оно не говорит, что это такое. Об этом говорит нам процесс апперцепции — это комплексный процесс работы памяти и мышления, который позволяет нам понять, чем является что-либо. Таким образом, 2-й компонент сознания — это мышление. Но часто, еще полностью не проанализировав информацию, мы уже испытываем эмоциональные реакции приятного или неприятного характера, т.е. чувственные, эмоциональные оценки — обязательный компонент человеческого сознания (3-й компонент).

Процесс предвосхищения, интуиции (интуиция — это восприятие, заключенных в ситуации потенциальных возможностей) — одна из основных функций психики, и человек может осознавать интуитивные предвосхищения (4-й компонент сознания).

сновидения — специфический компонент сознания, по словам Юнга, это «вторгнувшаяся в Сознание равнодействующая бессознательных процессов». «Сон является состоянием, в котором Сознание в значительной степени ограничено, но не исчезло полностью, также как бессознательная душевная жизнь не прекращается во время бодрствования. Часто наши сознательные намерения и действия перечеркиваются бессознательными процессами (например, оговорки, описки — «Оговорка выдает правду»)».

Юнг отмечает, что любая работа, обычно совершающаяся в сознании, может протекать и в бессознательном — даже интеллектуальная деятельность (например, поиск решения может осуществляться бессознательно, во сне).

Заслуга Юнга заключается в том, что он показал, что бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессознательное содержит значительно больше информации, чем Сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, космосом. Юнг указывал, что именно в бессознательное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными параметрами, делающими ее недоступной для сознания человека. Современные исследования подтвердили правоту Юнга: оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать он может лишь 16 бит информации в секунду, а остальная информация поступает в бессознательное. Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информационно насыщена, чем Сознание, и более тесно связана с миром, природой, с людьми, с космосом.

И в то же время в бессознательной части психики хранятся вытесненные из сознания, подавленные мысли, чувства, желания, события, о которых человек не хочет и не может думать в силу их запретности или травматичности.

Изучая динамику бессознательного Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название «комплексы». Комплексы — это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассо-цирующихся с определенными чувствами.

Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами». В ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, син-хронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на наш физический мир. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидамт.

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы ЭГО и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии.

Коллективное бессознательное — в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) — идентично у всех людей, общее для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное — наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», это «общая душа, не имеющая временных пределов», это фундамент индивидуальной психики.

Коллективное бессознательное есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов.

Архетипы, по определению Юнга, — это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями. Архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, они являются ее психическим аспектом. С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой — являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души, то есть ту ее часть, через которую душа связана с природой или, по крайней мере, в которой связь души с землей и миром наиболее заметна.

Влияние земли и ее законов на душу проявляется в этих первообразах, пожалуй, особенно отчетливо» — пишет Юнг.

Архетипы, с одной стороны, обусловливают, предрасположенность к поведению определенного типа, с другой обусловливают коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая «дух эпохи».

По мнению Юнга, таким новейшим примером «духа эпохи» является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках.

Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это религиозные, научные, философские, моральные представления).

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. «бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют — архетипы», — пишет Юнг.

Мифы народов — это проявление, проекция коллективного бессознательного. Поэтому исследовать коллективное бессознательное можно двумя путями: через изучение мифологии, а также путем анализа психики человека («аналитическая психология» ).

Исследования мифов показали, что они содержат отражение каких-то физических процессов, психических и жизненных ситуаций, но не сами физические явления запечатлеваются в виде образов, а вызванные ими эмоциональные, аффективные фантазии. Так, внешние физические условия (например, чередование дня и ночи, гром, буря и т.п.) вызывают аффективные фантазии (например, миф о герое в солнечной колеснице, которого на западе проглатывает дракон, а после борьбы с ночным змеем он рождается вновь утром).

Внешние психологические условия, например опасные ситуации, вызывают эмоции и аффективные фантазии, а поскольку такие ситуации типичны, то в результате образуются архетипы, которые находят отражение в мифах, искусстве. Обычные и вечно повторяющиеся реальности человеческой жизни создают мощные архетипы — архетип «Мать», «Отец», «Женщина» и пр.

Архетип женщины — «Анимы» — чувственный образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина, причем много мужчин до деталей могут описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы, без черт материнского поведения», и среди огромного числа женщин могут распознать и искать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы. Архетип мужчины — «Анимус» — это образ мужчины, каким его с давних пор знала женшина. это чувственный образ желанного мужчины, героя, либо чувственный образ тирана, которого следует остерегаться.

Юнг полагал, что до тех пор, пока архетип не спроецирован на какой-то объект, архетип остается идентифицированным с человеком, и помимо его воли будет в нем проявляться, например в мужчине выражается его архетип Анимы в виде необузданных эмоций. Сознательно мужчина подавляет свои эмоции как женские черты, но в бессознательном накапливаются качества, которые, прорываясь наружу, выдают в нем существование женского существа — эти женские черты могут проявиться как необузданность чувств, как капризы Анимы, как самоубийства, как иррациональные чувства. У женщин бессознательный архетип Анимуса помогает им проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает их спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение, которое на самом деле является иррациональным, логически необъяснимым, необдуманным суждением — самым, верным.

Таким образом, Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а то время как Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме женщин и мужчин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Анализ психотерапевтической практики показал Юнгу, что в снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей мог и не знать, не быть с ними знаком. Но архетип как таковой отличается от переработанных форм — от сказок, от мифов и т.д. Он представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его сознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. Образно архетип можно сравнить с «руслом реки», он, как «русло», дает общее направление, но конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.

Архетипы обнаруживают себя в виде очень разных символов — в сновидениях, в психических расстройствах, в научном и художественном творчестве и т.д. С точки зрения Юнга, сновидения — это как бы окно в коллективное бессознательное, поскольку они имеют свою собственную функцию и целеполагающую структуру, указывающую на подспудную идею или намерение (мотивацию).

Архетип представляет собой бессознательное содержание, которое меняется по мере его осознания и восприятия; оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого возникает. Архетип сам по себе — вне этих конкретных форм — является образом, недоступным созерцанию.

Юнг рассматривает бессознательную часть психики как творческое начало в человеке, а творческий процесс у человека выступает прежде всего как оживление архетипа. Поэтому творческий процесс у него подобен существу, ведущему автономную жизнь в душе человека, независимому от сознания и над ним доминирующему. В таком случае возникает реальная опасность того, что творческий процесс начинает превращаться в субъекта, подменяя собой человека, личность, то есть подлинного субъекта, автора, создающего то или иное художественное, научное и т.д. произведение. И действительно, по словам Юнга, писатель, например, — это реагирующий объект (не субъект), а художественное произведение есть некое живое существо, которое пользуется автором как своим рупором. Поэтому не мы создаем идеи, а мы созданы ими. Когда пациент рисует, он является объектом действующих в нем бессознательных сил.

С другой стороны, по мнению Юнга, существуют такие художественные произведения, которые написаны автором по заранее намеченному плану и с определенной целью достигнуть того или иного впечатления. Здесь автор полностью владеет материалом и подчиняет его художественному намерению. В итоге Юнг выделяет два типа творческого процесса — интровертированний и зкстравертированный. По его словам, интровертированная установка характеризуется утверждением субъекта и его сознательных намерений и целей по отношению к требованиям обьекта, экстраверти-рованная установка, напротив, характеризуется подчинением субъекта требованиям объекта. Именно такой видится Юнгу общая проблема творчества и, в частности, мышления.

Тем самым для Юнга в разных формах встает «вечный» в философии и психологии вопрос: «Я мыслю или мне мыслится?», который, однако, может быть поставлен и в иной, не столь альтернативной, дизъюнктивной форме.

Ведь субъект формирует и развивает свое (творческое) мышление как сложное многоуровневое системное образование, В личностном плане оно выступает прежде всего со стороны мотивов и целей субъекта, то есть как деятельность. Однако мышление это не только деятельность, но и внутри нее формирующийся непрерывный психический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся обстоятельств жизни данного человека, и мышление как процесс формируется во многом на уровне бессознательного, хотя и под косвенным контролем со стороны сознания человека (его целей, осознанных мотивов и т.д.).

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое место в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме. анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова — «маска») — это публичное лицо человека, то, как он проявляет себя в отношениях с людьми, какие социальные роли он играет в соответствии с социальными требованиями. Персона служит цели производить впечатление на других и утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Архетип «Тень» представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у Тени есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. Юнг считал, что функция сознания-ЭГО состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, несколько обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Самость — самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы

«Обретение самости» является результатом стремления различных компонентов личности к единству. Архетип «самости «становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности. Итогом осуществления индивидуализации является самореализация, но на эту конечную стадию развития личности способны подняться высокообразованные и способные люди, имеющие к тому же достаточный досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Психологическая коррекция эффективна, лишь если происходит коррекция «тени» и «персоны».

Индивидуальное бессознательное человека можно познать через «бессознательные комплексы» — совокупность психического содержания, — заряженных одной эмоцией, одним аффектом Комплексы проявляются через симптомы, а совокупность симптомов образует синдром (например, страх, агрессивность).

Корректировать надо комплексы в целом, чтобы корректировать «комплекс», необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный «комплекс», переосознать его и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, то есть цель устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе «комплекса».

Юнг открыл закон «единства бытия в общей бессознательности»: если у двух людей в одно и то же время проявился один и тот же комплекс, то возникает эмоциональная проекция, вызывающая между ними притяжение или отталкивание, т.е. к этому человеку вы начинаете относиться так, как относились бы к этому комплексу, будь он вами осознан.

Юнг отмечает, что такая бессознательная проекция, связь существует между родителями и детьми: «общеизвестным примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который считает, что заботится о своем сыне, наивно заставляя его выполнять свои отцовские желания, например, в выборе профессии или при женитьбе; или сын отождествляет себя с отцом, или наличие тесной бессознательной связи между матерью и дочерью».

Юнг доказывает: любую психическую реакцию, несоразмерную с вызвавшей ее причиной, необходимо исследовать относительно того, не была ли она обусловлена в то же время и архетипом.

Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности — которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве.

По его определению, синхронность вступает в силу, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию». Синхронично связанные события явно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейно причинной связи. Например, вы подумали о человеке, которого давно не видели, и он неожиданно появляется перед вами или звонит вам издалека, или неожиданно у вас возникает тревожное состояние страха и вы вскоре оказываетесь свидетелем или участником несчастного случая и т.п.

Возможное объяснение явлений «синхронности» — наличие бессознательной связи человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, с физическим миром и информационным полем человечества и космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.

Новаторские идеи Юнга о коллективном бессознательном, о бессознательном единстве человека со всем человечеством, миром, космосом получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.

Источники:
Аналитическая психология юнга
Обсуждение длится не менее недели (подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Аналитическая психология Юнга
Аналитическая психология — направление психодинамической психотерапии, разработанное К.Г. Юнгом. Карл Юнг развил сложную и интересную теорию психологии, которая охватывает необыкновенно широкий
https://psyera.ru/4483/analiticheskaya-psihologiya-yunga
Аналитическая психология юнга
Билет 1. Аналитическая психология К.Юнга. Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Юнг был
https://studfiles.net/preview/2673691/
Мир Психологии
в раздел Оглавление «Основы психологии» Глава 2. Психологические концепции 6. Аналитическая психология К. Юнга
http://www.persev.ru/book/analiticheskaya-psihologiya-k-yunga

CATEGORIES