Актуальные проблемы подросткового возраста

Актуальные проблемы подросткового возраста и направления их решения. Трудный подросток.

О подростках во весь голос начинают говорить только тогда, когда речь идет о подростковых правонарушениях, о подростковой преступности, о подростковой наркомании и т.д. Чаще всего, рассуждая о проблемах развития современного подростка, общество предпочитает размышлять о проблемах в отношениях с подростками, а не о проблемах, которые способствуют или тормозят становление самого подростка.

Говоря о проблемах становления современного подростка, хотелось бы попробовать выделить наиболее существенные характеристики именно 10-14-летних, тех, кто учится в 5-9 классе общеобразовательной школы.

Попробуем перечислить несколько присущих именно подростковому возрасту противоречий.

ПОДРОСТОК считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком. «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю», — таково одно из наиболее символичных утверждений, отражающих как в зеркале ключевое противоречие подросткового возраста.

Из этого противоречия естественным образом вытекает ряд других.

ПОДРОСТОК больше всего хочет входить в ту или иную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам, но именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении.

ДЛЯ ПОДРОСТКА характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность, при этом, как ни странно, он хочет одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все».

ПОДРОСТОК еще не ушел от детства, не ушел от игры, он испытывает потребность в игровых видах деятельности, но, стесняясь своей «детскости» — он стесняется и игры. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо — нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

Вот еще несколько типичных утверждений, определяющих совокупный портрет подростка.

— Я очень быстро расту и я стесняюсь своего быстрого роста.

— Я очень быстро меняюсь во всех отношениях, я сам испытываю дискомфорт от вечных перемен во мне и вокруг меня, я так нуждаюсь в прочном фундаменте вашей любви и понимания.

— Я очень неуверен в себе и стараюсь скрыть эту неуверенность любым доступным для меня способом.

— Я нуждаюсь в действии и движении и не понимаю, почему вы пичкаете меня своими беседами и наставлениями.

— Я не готов принимать слова и советы на веру, я хочу вырабатывать свое мнение по любому вопросу.

— Я люблю все яркое, неожиданное, интересное, красочное. Я хочу подражать настоящим героям, мне неинтересны серые будни и негероические личности.

1. Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста — общение и действие, смысл образования — становление отношения к миру, к себе, к познанию, при этом это отношение становится результатом действия и дискуссий вокруг сделанного. Это очень удобное время для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение.

2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Выше уже говорилось о неприемлемости упования на назидательные беседы и нравственные нотации в отношении ребенка, точно так же, как недопустим «сюсюкающий» тон в отношении подростка. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. У нас есть единственный способ помочь

подростку в обретении социального опыта и освоении нравственных истин — включить его в практику совместного переустройства мира к лучшему (в соответствии с отстаиваемыми взрослым идеалами и ценностями).

Одна из самых типичных ошибок в отношении с подростками — обращаться к ним «Дети», еще хуже постоянно твердить — «Дети, вы должны. »

3. Подросток нуждается в героях. Как бы это ни смущало нас, как бы мы ни пытались проповедовать «великую правду маленького человека» — подросток будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел, разворачиваемых на глазах подростка.

Кто-то будет утверждать, что проблема героев выходит за рамки педагогической компетенции, что этим должны заниматься деятели искусства и специалисты по общественным отношениям. Есть еще одно суждение — «у нас сейчас слишком негероическое время». С таким утверждением можно согласиться (хотя и не хочется), но нельзя согласиться с тем, что подросток остается один на один со своей неутоленной потребностью «следовать за Звездой и подражать Звезде». А о том, что может в этом направлении сделать педагог, задолго до этой статьи блистательно рассказали В.Н.Сорока-Росинский и С.Л.Соловейчик.

4. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует только одно — давайте вспомним все то, что мы когда-то так хорошо умели. Давайте восстановим для каждого классного руководителя, работающего с подростками, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, чередование традиционных поручений. И давайте, наконец, договоримся, что коллектив не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе других индивидуальностей.

5. Подростковый возраст — уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного в современном гуманизме — другой человек, отличный от тебя человек — не должен становиться предметом оценки «хуже он или лучше», он просто — другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.

6. Одна из важнейших педагогических заповедей — защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка — нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток тем лучше учится, чем ему интереснее. (Интересно, когда нам, наконец, удастся преодолеть многовековое заблуждение, что «корень учения горек, зато плоды его сладки»?) Если мы хотим заботиться о воспитании подростка — мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни. Исследования показывают, что наиболее значимые и запоминающиеся события происходят чаще всего за рамками школьной или семейной жизни современного подростка.

7. И о семье. С семьей у подростка очень сложные отношения. Увы, сложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех семейных отношений, в которых более всего нуждается подросток — отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного расположения, понимания; атмосферы, способствующей развитию каждого члена семьи.

Именно поэтому у школы образуются три специфических задачи:

— педагогического просвещения родителей в отношении особенностей мира подростков;

— определенного замещения родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию;

— защиты (деятельность классного руководителя, школьного психолога и социального педагога) подростка от беспредела, жестокости и равнодушия мира взрослых.

[link]lektsii.org[/link]

Глазами школьного психолога. 5 главных проблем современных подростков

Рано или поздно наши милые и ласковые дети превращаются в противоречивых подростков, с которыми сложно иметь дело. В этот период хочется по максимуму отдалиться от ребенка, но делать этого категорически нельзя. Наоборот, подростку нужно родительское внимание и поддержка. О том, какие проблемы чаще всего волнуют современных тинейджеров, нам рассказала школьный психолог Евгения Худинская.

1. Равнодушие родителей

Как ни парадоксально, но самая частая проблема, с которой ко мне обращаются подростки, — это невнимание родителей. Да, некоторые дети в этом возрасте сознательно отдаляются от семьи, становятся закрытыми, бережно охраняют свой личный мир от родительского контроля. Но гораздо больше ребят нуждаются в том, чтобы ими интересовались каждый день, а не только перед родительским собранием. Дети готовы говорить о своих проблемах, их решать, что-то предпринимать, а вот родители слишком заняты.

Папы и мамы загружены бытом, зарабатыванием денег, решением сиюминутных проблем. Часто кажется, что одеть и накормить детей — это и есть главная задача. Но это далеко не так. Близкие, доверительные отношения — это всегда душевные усилия, а людям свойственно избегать лишнего напряжения. Конечно, загруженность работой — вроде бы уважительная причина (для детей же стараются), но на самом деле бегство от проблем зачастую только усугубляет их. И ребенок, стараясь получить свою долю родительского внимания, привлекает его порой провокационными поступками.

Очень часто подростки жалуются на то, что родители обесценивают их проблемы, не считают их серьезными (ты маленький, и проблемы у тебя маленькие), и иногда этим только отдаляют своих детей, отбивая дальнейшее желание делиться чем-либо важным.

2. Псевдосамостоятельность

В подростковом возрасте дети заявляют о своей самостоятельности. «Носить то, что хочу, ходить туда, куда хочу, дружить с тем, с кем хочу, карманные деньги тратить так, как хочу и т.д» — все это нормальные желания для подростка.

Ребенок вырос, полностью осознал это и наивно считает, что он стал полностью самостоятельной личностью, но это не соответствует действительности. Подросткам не хватает жизненного опыта. Дети поглощают много взрослой информации, которую они не успевают правильно понять и обработать. Что же делать взрослым? Не пускать все на самотек. Предоставлять подростку свободу, но контролировать ее.

3. Постоянное желание доказать свою значимость всем окружающим.

Подросток стремится к статусу взрослого, однако обретает не ощущение зрелой самодостаточности, а чувство возрастной неполноценности. Стремление обрести себя как личность, негативизм, часто отчуждение от всего привычного — все это является началом поиска подростком собственной уникальной сущности, своего «я». Это достаточно непростой период, однако он обогащает подростка знаниями, умениями, важными навыками, которые помогают ему пройти идентификацию и отстоять свое право быть личностью.

Часто подростки отказываются что-либо делать, выполнять просьбы, идут на противоречивые поступки, постоянно пытаются бросить вызов. Чтобы избежать конфликтов, родителям нужно стараться не оказывать давление на ребенка. Ведь действуя против правил, он просто пытается доказать свою значимость.

4. Зависимость от гаджетов

Мир развивается быстро, гаджеты стали неотъемлемой частью жизни каждого, и подростков тем более. Знакомятся, дружат, любят, играют, общаются они зачастую не в реальной жизни, а в виртуальной. Их жизнь в интернете кипит, и если родитель пытается ограничить эту жизнь, это вызывает конфликт. Тут решение может быть одно — побольше времени проводить с подростком в реальной жизни. Предлагайте, куда можно поехать вместе и как интересно провести время, тогда времени на постоянное сидение в телефоне не останется.

5. Первая любовь

Подростковый возраст — самый романтичный. У всех подростков есть желание любить и быть любимыми. Родители часто допускают ошибку, недооценивая всю серьезность подростковой влюбленности. Советы типа «все это ерунда, несерьезно, сколько таких еще будет и т.д.» только усугубляют ситуацию. Дети очень ранимы, испытывают страдания, которые проявляются даже физически. Старайтесь ненавязчиво поддерживать подростка, расскажите про свой опыт, свои эмоции. Это гораздо более ценно, чем корить или недооценивать чувства подростка.

И еще несколько советов родителям, которые столкнулись с трудностями подросткового возраста у своего ребенка:

— Помните, что родительская поддержка — это основа доверительных отношений между детьми и взрослыми. Обязательно прислушивайтесь к проблемами ребенка, вникайте и сопереживайте. Не обесценивайте его чувства.

— Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью и восприимчивостью. Проявляйте эмоции, не стесняйтесь.

— Не скупитесь на одобрение и признание успехов (пусть даже маленьких) своего ребенка.

— Доверяйте ребенку, оставляйте ему право на выбор.

— Учитесь не командовать, а договариваться, не «ломать», настаивая на своем, а идти на компромиссы.

Актуальные проблемы подросткового возраста
[link]rebenok.by[/link]

Подростки – существа с другой планеты, или почему они другие…

Почему важно принимать своих детей такими, какие они есть?

Еще недавно вы ощущали себя одним целым с ребенком, а сегодня осознаете полное непонимание, и все только потому, что ваш ребенок достиг подросткового возраста. Большинство родителей пытается переделать подростков, достучаться, воспитать, другая часть смиряется с отчужденностью и занимает выжидательную позицию. Но давайте постараемся понять собственных детей.

Что происходит с подростками

Отношения родителей и детей напоминают революцию. Известная всем революционная формула, что «верхи не хотят, а низы не могут» имеет прямое отношение. Низы (подростки) не могут жить как раньше, в их жизни все меняется, а верхи (взрослые) не хотят жить по-новому, так как не готовы принять собственного ребенка как равного себе. Одни по-прежнему хотят руководить, но другие уже не поддаются руководству.

Причины конфликтов не в конкретных ситуациях, а в целом ряде изменений в физиологии и психике ребенка. Подростки – не дети и не взрослые. Они отличаются от родителей и самих себя, какими они были всего год назад.

Физиологические изменения

Тинейджеры даже не догадываются, что происходит с их организмом:

1. Резкое неравномерное развитие костно-мышечной системы. Костная система начинает активно развиваться, а мышечная отстает от этого темпа. Подростки резко «вытягиваются», становятся угловатыми, меняются внешне.

Следствие: дисгармония в координации движений. Подростки не успевают привыкать к собственным мышечным ощущениям. Привычные движения дают другие результаты. Дети становятся неуклюжими, постоянно роняют предметы, ударяются о косяки дверей и углы мебели. При этом они часто даже не успевают запоминать причины шишек и синяков на собственном теле.

2. Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Тело растет быстро, с такой же скоростью растет сердце, а внутренние органы и кровеносные сосуды не успевают за темпом.

Следствие: скачки кровяного давления, головокружение, неприятные ощущения в области сердца, тошнота.

3. Половое созревание. Процесс сопровождается внешними изменениями (рост и болезненность молочных желез, изменение фигуры) и внутренними (перестройка нервной системы, гормональные взрывы).

Следствие: повышенная возбудимость, ранимость, раздражительность, резкость, нарушение сна, изменение вкусовых предпочтений, влечение к противоположному полу.

Неуклюжие непропорциональные подростки не виноваты в том, что постоянно все роняют, набивают синяки и шишки, плачут и смеются без причины, остро реагируют на любые слова, переживают из-за своей внешности, часто болеют. У них может резко меняться давление, они испытывают тревогу по поводу учащенного сердцебиения и тошноты, но переживают все в себе.

5 способов сохранить хорошие отношения с подростком

Быть родителем подростка — довольно экстремальный опыт. Подростковый возраст не зря считается трудным: ребенок чудит и конфликтует, родители нервничают и тревожатся, сложно всем. Как сохранить мир и хорошие отношения с сыном или дочкой в это непростое время?

Психологические особенности

Физиология и психология неразрывны. И вслед за физиологическими изменениями непременно появляются психологические новообразования:

1. Стремление к взрослости. Подросток испытывает потребность к переходу в мир взрослых, однако в качестве ориентиров берутся внешние признаки взрослости: курение, употребление спиртных напитков, самостоятельный выбор одежды, деятельности, жизненных целей.

2. Потребность в самоутверждении. Тинейджеры ищут себя: меняют стиль одежды, увлечения, круг общения. Им трудно определить истинные ценности, так как приоритет сдвинут в сторону признания сверстников, дети часто совершают ошибки, считая свои поступки правильными. Самоутверждение приводит к формированию самооценки, которая не всегда бывает адекватной, так как основана не на реальности, а на оценке сверстников.

3. Потребность в общении. Ведущим видом деятельности для подростка является общение. У современных подростков поменялась его форма: мессенджеры, онлайн-игры, соцсети. Он не может оторваться от телефона, так как там целый мир интересов, оценок, комментариев.

Топ-5 советов как отвлечь ребенка от гаджетов

А надо ли вообще отвлекать, — спросите вы? Справедливо! Ведь это «современный мир – современные дети», говорит мне одна мама. «Им нужно уметь пользоваться всеми этими технологиями, не нужно им запрещать!», — говорит другая. Совершенно верно. Не стоит изолировать их от смартфонов и планшетов. Однако необходимо грамотно регулировать этот процесс.

4. Готовность к любым видам деятельности. Подростки бесстрашны и готовы к любым поступкам. Они действительно не осознают последствий, так как не способны дальновидно мыслить. Их двигатель – эмоции; девиз – здесь и сейчас. Дети стремятся освоить автомобиль, гитару, поднимают тяжелые штанги – и все это одновременно. Взрослые не понимают подобных действий, их пугает легкость смены увлечений и отсутствие страха. Подростки ищут эмоций и то, что может им это дать. К сожалению, поиск себя ставит учебу на второй план, а то и на третий.

5. Потребность в идеале. Долгое время дети хотели быть похожими на маму или папу. Подростки начинают оценивать своих родителей не с позиции любви и старания, а с позиции успешности. Поиск идеала смещается в сторону звезд кино и эстрады, культовых предводителей, известных людей. В пубертатный период легко убедить в неправильности мыслей и действий, если таковые не приносят успеха. Поэтому подростки легко попадают под влияние сект, группировок, неформальных объединений.

6. Потребность в любви. Речь идет о влюбленности. Взрыв гормонов, половое созревание – все это приводит к готовности подростка к любви. Правда, предмет любви не всегда стоящий. Иногда подростки откликаются на чью-то симпатию, принимая за высокое чувство банальное влечение.

Есть контакт?

Противоречия между взрослыми и детьми накапливаются как снежный ком, и однажды все может развалиться.
Подростки совершенно другие. Они отличаются от взрослых полностью. Представьте, что перед вами инопланетяне: существа с тонкой психикой, нестабильной физиологией и больной самооценкой, готовые к любым видам деятельности и любви. Их давление скачет, сердце стучит с неистовой силой, голова кружится. А еще они признают мнение только себе подобных – сверстников.

Согласитесь, что вступить в контакт с такими существами очень сложно. Но возможно, если понимать всю сложность существования наших детей, когда внутри них самих бушуют бури и страсти.

Актуальные проблемы подросткового возраста
[link]www.u-mama.ru[/link]

Проблемы подростков современной России

Рубрика: Психология

Дата публикации: 16.05.2019 2019-05-16

Статья просмотрена: 1801 раз

Библиографическое описание:

Лада, А. Е. Проблемы подростков современной России / А. Е. Лада. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 443-446. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59066/ (дата обращения: 08.12.2020).

По уровню самоубийств среди несовершеннолетних и пожилых Россия занимает е место в мире, а средний показатель самоубийств более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. По уровню состоявшегося подросткового суицида Россию опережают только Индия, Китай и Америка.

Хотя число суицидов среди подростков по данным ВОЗ статистика уменьшается, число суицидов среди несовершеннолетних увеличивается [1].

С 1990-х годов коэффициент самоубийств среди подростков практически удвоился. Достигнув самого высокого показателя в 2002 году, он несколько снизился в 2004 году до 20,4 на 100 тысяч человек. Юноши гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки (32,8 на 100 тысяч человек против 7,6 — в 2004 году). Если коэффициент самоубийств среди девушек оставался почти стабильным, то среди юношей этот показатель, начиная с 1989 года, удвоился. Самоубийства среди подростков составляли: 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2005 году, 19,3 случая — в 2006-м, 20,1 — в 2007-м, 19,4 — в 2008-м, 19,8 — в 2009 году [2].

По официальным данным России с начала 2019 года количество самоубийств составляет около 2000 человек, из которых более трети — дети и подростки [3].

Детско-подростковые суициды отличаются по округам. Так на Чукотке статистика подростковых самоубийств составляет 255 человек на 100 тыс. населения, а в Чечне– 2,3. В Москве в среднем регистрируется около 180–240 попыток подросткового самоубийства за два месяца. В день медицинские работники принимают по 3–4 вызова, связанные с суицидом несовершеннолетних [4].

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

Из приведенной статистики совершенно очевидно, что общество должно принимать срочные и эффективные меры по профилактике детского и подросткового суицида.

Подростковый возраст — важнейший период и, в каком-то смысле труднейший в становлении человека. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, общение со сверстниками становится более интенсивным, у подростков оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее [5].

Основные проблемы, с которыми сталкиваются подростки, лежат в области осознания самого себя (какой я?), сфере межличностных отношений и профессионального выбора.

Мнения других становятся крайнее важными для построения образа Я. Сверстники помогают научиться межличностным отношениям дружбы и любви, а образ близкого взрослого оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций. Важность мнения других делает подростков сверхчувствительными ко всей сфере отношений, и к интимно-личностным, и более широким социальным отношениям, определяющим смыслы их существования.

Когда у подростка проблемы с построением образа Я и личностными смыслами, формируются патологические свойства личности: негативизм или застенчивость.

Негативизмпроявляется в отказе от профессии, системы представлений о себе и проявляется в асоциальном поведении (потреблении алкоголя, наркотиков, совершении противоправных действий).

О росте негативизма в подростковой среде говорят статистические данные МВД, по которым в нашем обществе сегодня 50–70 тыс. «скинхедов» и около 100 тыс. подростков, входящих в группы антиобщественного, экстремистского или иного характера, вплоть до сатанистов.

Застенчивость проявляется в излишней робости и медлительности, отказе от лидерства в группе, от ответов на уроках, от общения, которое при этом становится формальным как с родителями, так и со сверстниками.

Родители застенчивых подростков часто бывают довольны, что они никуда не ходят, сидят дома за компьютером. Однако чрезмерное увлечение Интернетом или компьютерными играми уже признано разновидностью зависимости и психологически тоже, что и зависимость от алкоголя и наркотиков. Кроме того, межличностные отношения заменяются общением через Интернет, что вызывает чувство одиночества и пустоты, которое наиболее губительно для детей и подростков. Уход от реальности в виртуальный мир и нежелание находиться в контакте с миром реальным является причиной случаев суицида среди подростков.

К подростковому возрасту уже накоплен опыт взаимодействия с миром взрослых и знания о себе и далеко не всегда они позитивны. А ведь именно от особенностей взаимодействия ребенок — взрослый зависит характер и направленность его личностных смыслов, которые именно в подростковом возрасте начинают играть главную роль.

Если занятие, предложенное подростку взрослым миром, обрело личностный смысл, увлекло его и дало возможность на основе личного опыта адаптироваться к этому миру, развитие идет успешно. Если этого не происходит, подросток ищет новую группу, новых значимых старших или, смирившись с ситуацией, приспосабливается, испытывая чувство одиночества и внутреннего дискомфорта. Подобное приспосабливание часто приводит к различного вида зависимостям: от психически-активных веществ, различного вида игр и от SMS, компенсирующими устойчивое недовольство собой и миром.

Насколько и как именно подростки осознают самих себя, каковы социальные ожидания, предъявляемые к ним, во многом определяет «нормальность» взросления. Однако, как показывает анализ, подростку со своими проблемами зачастую и пойти — то некуда.

Факты роста подростковой преступности, суицидальных проявлений и уход от межличностных отношений в виртуальный мир подростков говорят об отсутствии целенаправленной системы воспитания гуманистического отношения к себе и миру у юных поколений.

Статья 15 п. 6 «Закона об образовании» гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается», а в соответствии со статьей 52 родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание и получение ими основного общего образования. Подростки очень чувствительны к тому, как к нему относятся окружающие, и если эти статьи закона об образовании соблюдаются в семье и школе, то почему увеличивается число преступлений, совершаемых подростками? Почему обостряется криминальная ситуация в молодежной среде и утяжеляется характер противоправных действий? Почему все чаще и чаще закон нарушают не только мальчики, но и девочки? И где наказание тех, кто не соблюдает закон, по которому обучается и воспитывается новое поколение?

В качестве цели воспитания школа выдвигает желаемые качества поведения ученика в школе и выполнение им домашних заданий. Что он делает за пределами школы, как строит свои отношения с людьми и собирается строить свою жизнь — учителей это, как правило, не интересует. У родителей, озабоченных проблемой выживания, часто не хватает ни сил, ни времени, ни знаний поинтересоваться, чем живет его подросток и что его беспокоит. Школа перекладывает ответственность за воспитание на родителей, родители — на школу, в результате ребенок оказывается предоставленным самому себе.

Нельзя, тем не менее, сказать, что взрослое сообщество совсем ничего не делает в направлении воспитания подрастающего поколения. Во-первых, оно очень много говорит о том, что «Все лучшее — детям», «Дети — это наше будущее» и т. п., но в то же время мало интересуется тем, что хочет и как себя чувствует это будущее. Безусловно, есть учителя и родители, которым небезразлична судьба их воспитанников, но, к сожалению, нельзя сказать, что их большинство.

Во-вторых, для детей и подростков создаются клубы, главной задачей которых является организация их досуга. Есть клубы спортивной и танцевальной направленности, работы с живой природой, научно-технические.

В-третьих, с начала 80-х годов широкое распространение получило военно-поисковое движение, в котором участники военно-поисковых отрядов поднимают останки тысяч солдат, брошенных и забытых, организуют их захоронение и разыскивают по возможности родственников погибших.

В-четвертых, существуют также молодежные объединения просоциальной направленности, такие, как, например, Ассоциация юных лидеров, Национальная детская телеакадемия, Общественное движение детей и молодежи «Ассоциация юных». Есть даже Дом детских общественных организаций.

В-пятых, на базе выездных лагерей для юношества получают распространение подростково-юношеские ролевые игры, различные по длительности и содержанию. К сожалению, на базе средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования как способ привлечения подростков они практически не используются. А ведь механизм ролевого проигрывания или ролевой идентификации — главный и основной механизм построения собственной идентичности для подростков. Для подростка — ролевая игра — это формирование ориентации на сотрудничество, возможность принять несвойственную ему роль, осознать собственные возможности в той или иной роли и свой внутренний индивидуальный лидерский потенциал.

Любопытный факт заключается в том, что вообще найти информацию об этих полезных для подростков организациях, а также об их численности, достаточно проблематично, в отличие от подобной информации в антиобщественных объединениях.

Актуальные проблемы подросткового возраста
[link]moluch.ru[/link]

Проблемы подросткового возраста

«Они минуту взрослые, минуту дети».

Пожалуй, подростковый возраст самый обсуждаемый в психологической литературе. Многие родители боятся наступления этого возраста своих детей и ждут неизбежных проблем. Вспоминая себя, редко кто хочет вернуться именно в этот возраст, все скучают по детству, но очень редко звучит желание быть подростком. Безусловно, это тяжелое время не только для родителей, но и для самого взрослеющего ребенка. Что происходит с ребенком, который превращается в подростка? Какие основные трудности возникают у детей и родителей в это время? Что можно сделать, чтобы облегчить жизнь семьи в период, когда в ней растет подросток.

По сути, подросток, это человек, который находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями детством и взрослостью. Он уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого.

Прежде всего, хотелось бы обозначить границы возраста, который мы называем подростковым.

Ранним началом переходного периода можно считать достижение ребенком 10-ти летнего возраста. Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет. Как правило, к 16-17 годам эмоциональный накал спадает и обстановка в семье гармонизируется. Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка.

Рассмотрим проблемы, с которыми часто обращаются к психологу родители подростков.

Конфликты в семье, непослушание ребенка неуважение родителей, потеря контроля над ребенком.

Нередко испуганная мама или папа приводят своего подростка к психологу и говорят, что перестали справляться с ним. Сын или дочь забросили учебу, не убирают в своей комнате, ходят не пойми в чем и никого не слушают, а делают по-своему. По несколько часов висят на телефоне и неизвестно с кем общаются. Знакомая картина?

Давайте посмотрим на нее с другой стороны и подумаем о механизмах происходящего.

Важной возрастной задачей, с которой нужно справиться подростку, является отделение от родителей. При этом авторитет родителей неизбежно снижается. Новыми значимыми фигурами становятся другие взрослые, которых молодые люди рассматривают в качестве образцов, и ровесники, чье мнение начинает цениться выше, чем прежде.

Особые сложности для подростков создает то, что родители все ощутимее лишают своих детей поддержки, которую оказывали им в предшествующие годы. «Ты уже не ребенок, возьми себя в руки» — такое часто говорят подростку. Желая своему ребенку успехов в школе и на работе, родители требуют, чтобы он принял на себя ответственность за свое постепенное взросление. При этом многие из них дают понять, что хотя они и признают отделение подростков, они будут продолжать давать указания своим уже выросшим детям. Эта противоречивая ситуация болезненно воспринимается подростками. Они остро чувствуют груз родительских претензий и желание видеть их взрослыми. Одновременно с этим они получают противоречивый сигнал: «У тебя еще нет равных с нами прав. Ты должен делать то, что говорит тебе твой отец/твоя мать». Чем жестче звучат требования и чем меньше у подростка внутренней силы, тем скорее возникнет опасность того, что он будет чувствовать себя неудачником. Одни реагируют на это апатией, другие – агрессией, но все они стремятся тем или иным способом избежать этой ситуации в прямом и переносном смысле.

Цитируется по: Клаус Фопель «На пороге взрослой жизни» -М.:Генезис, 2008г.

Агрессивное поведение подростков, как правило, является естественной реакцией эмансипации. Часто она возникает в отчет на давление со стороны взрослых.

Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия) а так же в пассивной форме (апатия, лень, игнорирование требований). Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая прямая, совестное оскорбление, унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка и т.д.) поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.

Но это не значит, что родители должны во всем потакать взрослеющему ребенку. Подросткам просто крайне необходима родительская последовательность и твердость. Потому как, если они не будут понимать против чего бунтовать, отделения не произойдет. Нельзя отделиться от идеальных родителей. Подросток учится независимости, чаще не поступая так, как хотят родители, или поступая, так, как родители не хотят. К тому же взрослые оберегают их – ограждая от опасностей внешнего мира, так же как они это делали для своих детей, когда они начали ходить.

Если родители хорошо прошли этот этап со своим ребенком в его раннем детстве, то сейчас им будет безусловно легче. Но если не сумели с достаточной твердостью указать «границы» детям в 1,5-2 года, теперь им будет намного труднее сделать это, когда дети подросли и набрались сил.

В таком случае если родители признают борьбу как меру помощи детям, они будут стоять стеной, чтобы детям было обо что биться. Разумеется родителям следует время от времени пересматривать свою «позицию» быть гибкими, ведь дети растут, они все независимее – им нужно все больше пространства. Соглашаясь с требованиями молодых, пробуя угодить детям, осчастливить их, родители на самом деле допускают ошибку в стратегии. Смысл боевых действий ведь к тому и сводится, чтобы подростку было что атаковать. А если родители раз за разом сдают «позицию» подросток вынужден вступить на путь отчаянных поисков такого поведеньица, на какое, наконец, отреагируют. Конфликт будет обостряться, пока либо родители не перейдут к противостоянию, либо дети не сожгут дом дотла.

Робин Синнер Дожон Клииз «Семья и как в ней уцелеть»

Подростковая лень

За подростковой ленью может скрываться совершенно разные реакции и проблемы: депрессия, проявление страха или беспомощности, агрессия, выраженная в пассивной форме (протест или провокация), следствие хронических перегрузок, проявление подражательного (группа – ориентированного) поведения, один из способов обратить на себя внимание, плохое самочувствие вследствие высокого расхода энергии и гормональной перестройки.

Поэтому прежде чем «принимать меры», родителям стоит разобраться в причинах возникновения подобной реакции их ребенка.

Чувства родителей

Важно, чтобы подростки поняли, что и родители находятся в тяжелом положении: они чувствуют, что их значимость снизилась, что взросление детей означает достижение наивысшей точки с их собственном жизненном цикле, после которой начинается спад. Для родителей это тоже кризис, им трудно переживать отделение детей. Они не знают, как им жить дальше и что они хотят осуществить во второй половине жизни. Некоторые из них чувствуют зависть к жизненной силе и еще неизвестному будущему своих детей, а так же грусть из-за опустевшего семейного гнезда.

На фоне этих чувств родители часто начинают бороться со своими детьми. Они вмешиваются в их дела в неподходящие моменты, мелочно опекают детей и испытывают чрезмерную тревогу или же эмоционально отдаляются и отказывают детям в необходимой похвале и симпатии.

Вот несколько советов, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком:

· следите за собой — не делайте различий при обращении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;

· обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;

· не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять, — настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;

· во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле, — что он не любит вас, ненавидит и так далее; имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику;

· знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что вы плохая мать или никчемный отец, — это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

(цитируется по Амиргазмаева О.А. , Ахмадеева Н.М. , Усова Ю.В. “ Стресс: как его победить” Армада-Пресс Москва 2001)

[link]psychoanalitiki.ru[/link]

CATEGORIES