адаптация в новом коллективе психология

Адаптация в новом коллективе

Первое сентября — день волнительный. Особенно для тех детей — а также их родителей, — которые в этом году впервые идут в детский сад или школу. Желая облегчить сыну или дочке процесс привыкания, родители стараются вовсю: кладут им с собой кучу бутербродов, посылают подбадривающие SMS, часами стоят под окнами в надежде увидеть за занавесками мелькнувшую родную макушку. Волнение родителей понять легко, но не оправдать. Ведь излишняя нервозность мамы и папы способна передаться и ребенку. Чтобы избежать этого, заранее настройте себя на перемены. Это нормальный, более того, необходимый процесс развития. Подумайте, во что бы превратилась наша жизнь, если бы мы все время топтались на месте?

Впрочем, нужно быть готовыми и к другому развитию событий, так называемой «адаптации наоборот». При этом ребенок в первые дни ходит в школу, как на праздник: ему интересно сидеть за партой, знакомиться с новыми детьми, учителями и т.д. Однако, насытившись новыми впечатлениями, сын или дочь может объявить «забастовку», упрямо отказываясь идти на уроки. Как действовать родителям, чтобы помочь своим детям быстрее и с меньшими потерями пережить этот болезненный период? Приведем несколько полезных рекомендаций.

• Постарайтесь правильно «замотивировать» вашего ребенка. Объясните ему, что в школе он научится писать, считать, узнает много нового о других странах, животных и пр. А вот аргумент вроде «учиться нужно, чтобы быть умным» вряд ли подействует — это слишком абстрактно, а потому непонятно.

• Продумайте режим дня ребенка. Когда каждый день проходит по «накатанному», это дает ощущение стабильности. К тому же, если распорядок войдет в привычку не надо будет тратить дополнительных усилий на то, чтобы посадить чадо за уроки. Есть и еще один приятным «побочный эффект» — сын или дочь научатся рассчитывать и ценить свое время и будут больше успевать за день. Единственное но: прежде чем отдавать чадо во всевозможные секции, подумайте, стоит ли это делать в первый месяц учебы? Ничего страшного не случится, если ребенок поступит в театральную студию или танцевальный кружок в октябре-ноябре. Зато адаптация к школе пройдет гораздо легче.

• Если вы планируете записать ребенка на продленку обговорите с ним это заранее, а не ставьте перед фактом: «Завтра будешь в школе до вечера». По возможности повремените с продленкой первые две-три недели. Возьмите на это время отпуск или поручите бабушке забирать чадо сразу после уроков.

• Поддерживайте ребенка морально, разделяя его первые трудности и радости. Почаще хвалите: «Молодец, отлично справился с заданием!» Если же вы расстроены какими-то его поступками, не скрывайте своих чувств. Например, вы вполне можете сказать: «Мне досадно слышать, что учительница недовольна твоим поведением». Для ребенка в таком возрасте очень важно мнение родителей, поэтому он к нему наверняка прислушается и сделает выводы.

• Проводите с сыном или дочкой больше времени. Доказано, что дети, которые общаются с матерью свыше 34 часов в неделю, воспитаннее, более развиты и дисциплинированны по сравнению со сверстниками, испытывающими дефицит общения с близкими (19 часов в неделю и меньше). Под общением подразумевается не только обсуждение событий дня, но и совместные занятия, например поход на выставку в цирк, театр, общие игры и т.д.

• Если чадо рассказывает вам о каких-то конфликтных ситуациях (между ним и учениками или между ним и учителем), не стоит сразу же горячо поддерживать только одну сторону. Попробуйте быть объективным. Сын или дочка то хвалит учителя (либо новых друзей),то ругает? Отнеситесь к этому спокойно. На этапе привыкания чувства ребенка нестабильны. Со временем они станут гораздо более постоянными.

• Первый месяц приводите чадо в детский сад не на полный день, а на несколько часов, например только на прогулку, чтобы он познакомился с детьми в «неформальной» обстановке. Потом — на полдня, затем — на целый лень. Не огорчайтесь, если ребенок с трутом «включается» в новую жизнь. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят маму приходить за ними попозже, потому что они не успели погулять (съесть блинчики на полдник, достроить дом и т.д.).

• Постарайтесь не вводить дома большое количество запретов — их достаточно в детском соду. Пусть чадо занимается тем, чем хочет: бегает, кричит, валяется на родительской кровати и т.д. Это поможет ему выпустить пар. Ведь за день у ребенка накапливается куча эмоций — как положительных, так и отрицательных, а справиться с ними самостоятельно он не в силах. Единственное, чего не стоит делать, — позволять дольше, чем обычно, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на нервную систему.

• Если ваш ребенок устал от шума и гама в саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы и пр.

• Репетируйте с ребенком дома те веши, которые плохо даются ему в детском саду. Пусть потренируется сам заправлять постель, сервировать стол, причесываться и т.д. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в саду.

• Чтобы ребенок был меньше подвержен простудам — а «новички» в саду то и дело болеют, — приложите все усилия по закаливанию сына пли дочки. Вообще-то медики рекомендуют начинать закаливаться летом. Во время купания обливайте ребенка водой комнатной температуры, растирайте по утрам влажным полотенцем. Если есть возможность, водите дважды в неделю в бассейн.

• Позвольте малышу брать с собой в детский сад любимую игрушку — ему будет легче пережить расставание с домом. Однако лучше, если игрушку он выберет не мягкую, а резиновую, чтобы ее можно было помыть. Похвалите вашего ребенка, если он захочет взять несколько игрушек — для того чтобы поделиться с друзьями. Объясните, что нельзя отнимать у других детей игрушки — можно только попросить.

• Если ваше чадо с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите все усилия для того, чтобы ребенок стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть в прятки или салки. Почаще приглашайте к себе знакомых с детьми. Преодолев застенчивость, ребенок быстрее освоится в саду.

• Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывая сказки, чтобы он быстрее уснул и т.п. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет в случае необходимости, но поскольку детей в группе много, то, вероятно, придется какое-то время подождать.

• Расскажите малышу, что в саду существует определенный режим и дисциплина, нарушать которые нельзя. Поэтому, если воспитательница зовет всех есть, значит, надо идти и есть, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.

• Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный садовскому. В выходные дни не поощряйте сон до обеда. Желательно, чтобы ребенок вставал примерно в то же время, что и всегда, максимум на час-полтора попозже. «Отбой» тоже должен быть не в полночь, а гораздо раньше. Не отказывайтесь от «тихого часа», прогулки до и после обеда. Чем быстрее ребенок «втянется» в новый режим, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду.

Адаптация в новом коллективе психология

  • Главная
  • /
  • Тренинг «Трудоустройство и адаптация в новом коллективе»

Тренинг «Трудоустройство и адаптация в новом коллективе»

отделение психологической реабилитации в ПКБ №12 г. Москвы

Медицинские психологи ПКБ №12 Мизенина Е.Д., Шабанова А.А

Современный стандарт оказания психиатрической помощи основывается на биопсихосоциальной модели терапии. Его задачей является не только купирование психопатологической симптоматики, но и восстановление занятости, что влечет за собой решение проблем, связанных со снижением уверенности и самооценки пациента, финансовой нагрузкой, уменьшением сферы общения и социальной сети [3,6].

По данным анализа контингента больных, обращающихся за помощью в дневной стационар, было выявлено, что среди них большинство пациентов (75,2%) имели специальное образование (среднее специальное, высшее и незаконченное высшее), а более половины – трудовой стаж более 10 лет. При этом работали или учились менее пятой части изученного контингента больных (14,5 %). Дополнительные исследования показали, что применение комплексного подхода (фармакотерапии и психосоциальной терапии) позволяет улучшить социальное функционирование данных пациентов, снизить выраженность психопатологических переживаний, улучшить показатели соблюдения режима терапии [4, 6].

Приведенные данные относительно психосоциальных показателей больных, поступающих в условия дневного стационара, позволяют также построить определенные задачи для психосоциальной реабилитации в нашей клинике. В проводимом нами психокоррекционном цикле приоритет отдается реабилитации в трудовой сфере, а также межличностной коммуникации в условиях неопределенной и стрессовой ситуации вхождения в новый трудовой коллектив.

Восстановление «рабочего статуса» и сама трудовая занятость поддерживает и направляет внутреннюю активность, восстанавливает чувство собственного достоинства, дает ощущение управляемости собственной жизнью, делает возможным обращение к вопросам построения жизненной перспективы.

Предлагаемая нами психокоррекционная программа предусматривает два взаимосвязанных цикла: «Тренинг по трудоустройству» и «Тренинг по адаптации в новом коллективе». Циклы проводятся для пациентов с различными пограничными психическими расстройствами (среди которых значительную часть составляют шизотипические расстройства).

Принципы отбора в группу. Для работы в группе направляются пациенты без выраженных интеллектуальных нарушений, возраст участников от 20 до 55 лет (как пациенты дневного и круглосуточного стационара, так и амбулаторные). Состав группы 8-13человек. В группу набираются пациенты, мотивированные на преодоление возникающих сложностей при трудоустройстве и адаптации в новом коллективе.

Сеттинг. Программа состоит из 2-х циклов по 8 занятий. Общее количество занятий варьируется в зависимости от потребностей участников группы. Частота занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятий – 1,5-2часа.

Принципы работы комплексного тренинга:1)структурированность изложения и ясность материала;2)логическая последовательность и связанность занятий цикла; 3)использование наглядного материала; 4)поддержка и стимуляция активности пациентов в овладении материалом, решении проблемных ситуаций; 5)установление корректных и доверительных отношений в группе; 6)наличие четкой обратной связи с конкретными рекомендациями, поддержка адекватных форм поведения; 7)выполнение и проработка домашних заданий;8)работа с индивидуально-значимыми проблемными ситуациями пациентов в рамках предлагаемых тем занятий.

Адаптация в новом коллективе является важным аспектом трудового процесса. Первые дни на рабочем месте предполагают не только нагрузку на когнитивные функции, связанные с усвоением новых знаний, инструкций, обязанностей, но и эмоциональную нагрузку, связанную с установлением отношений в новом коллективе. Тренинг по адаптации в новом коллективе включает в себя: обучение навыкам самопрезентации; развитие когнитивной точности и дифференцированности социального восприятия, развитие эмоциональной саморегуляции и способности к выявлению деструктивных переживаний и действий; анализ ситуации конфликта [1,2]).

Таким образом, в разработанном нами психокоррекционном цикле осуществляется последовательный процесс, направленный на постепенную ресоциализацию пациентов с пограничными психическими расстройствами. На наш взгляд логическая связь занятий двух циклов позволит увеличить вероятность не только трудоустройства в течение и после прохождения испытательного срока, но и удержание на новом рабочем месте, успешное вхождение в новый коллектив, а также расширение социальной сети пациентов.

1. Авидон И., Гончукова О. тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. – Спб.:Речь, 2008.

2. Искусство управлять: пять элементов управления конфликтами/Reiffeisen times, 19, 2009.

3. Ривкина Н.М., Сальникова Л.И. Работа с семьями в системе психосоциальной терапии больных с шизофренией и расстройствами шизофренического спектра с первыми психотическими эпизодами/Социальная и клиническая психиатрия. Т.19, вып.1, М. 2009. с.65 – 76

4. Ротштейн В.Г., Кулик М.С. Образовательные программы для потребителей психиатрической помощи в системе социальной реабилитации/Психиатрия, 2, 2009, 43-46.

5. Семенова Н.Д. Методика для мотивирования пациентов к психосоциальной реабилитации/Социальная и клиническая психиатрия, 1, 2010.

6. Семенова Н.Д. Мотивационные факторы и психосоциальная терапия шизофрении/Социальная и клиническая психиатрия, 2, 2009.

7. Шендеров К.В., Шевченко В.А., Загиев В.В., Винидиктова Г.И., Шмуклер А.Б. Контингент и задачи психосоциальной терапии больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра, получающих помощь в условиях дневного стационара/Социальная и клиническая психиатрия. 2007, №3

8. Шендеров К.В. и др. Эффективность комплексной помощи больным шизофренией и расстройствами шизофренического спектра в условиях дневного стационара. Социальная и клиническая психиатрия, 2012, №3.

9. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Долныкова А.А., Шмуклер А.Б. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией/Социальная и клиническая психиатрия, 1, 2007.

10. Jenny Rogers. Job interview success. Open University Press. 2011

Адаптация сотрудника в новом коллективе

Жизнь устроена так, что большую ее часть приходится работать (если, конечно, ваша фамилия не Хилтон или Трамп), и основной массе людей работать приходится в коллективе. Проработать же на одном месте всю жизнь практически невозможно, ну или как минимум очень тяжело психологически и, как правило, среднестатистический человек до пенсии успевает сменить 5-6 мест работы. При смене работы практически каждый человек сталкивается с ситуацией адаптации сотрудника в новом коллективе. Количество счастливчиков, которым хорошо везде и которые вызывают всеобщую любовь, к сожалению, ничтожно, как правило, почти всем приходится непросто на новом месте работы.

Итак, вас приняли на новую работу. Вы, вполне естественно, взволнованы — как встретят вас новые коллеги, не будут ли предъявленные требования непомерны, можно ли рассчитывать на помощь? Беспокойство по поводу подобных вопросов понятно и вполне оправдано, потому как адаптироваться сотруднику в новом коллективе, тем более в уже сложившемся коллективе — задача не из легких.

Новичок всегда вызывает повышенный интерес и становится объектом пристального внимания со стороны коллектива. Его может подстерегать такое явление, как «эффект ореола» — еще до появления нового человека начинают доходить какие то слухи о нем, и заранее создается впечатление — как правило, негативное. Также мнение кого-то из членов коллектива, основанное на первом впечатлении, задает определенную установку, в особенности если автор высказывания пользуется авторитетом в коллективе, является его неформальным лидером.

Появление в коллективе нового сотрудника всегда связано с нарушением некой стабильности уже сплоченной группы; работающие сотрудники начинают испытывать дискомфорт и чувствовать угрозу в лице новичка. Угроза эта может быть двоякой — как в плане разрушения душевного комфорта (нет возможности спокойно обсуждать привычные темы вслух, так как появляется незнакомый человек), так и опасения, которые вызывает новый член коллектива в профессиональной сфере — наверняка ему больше платят или он будет отбирать ваши объемы работы и непроизвольно пытаться «подвинуть».

Для нового сотрудника велика угроза так называемого «моббинга» или попросту говоря травли. Моббинг может быть разноплановым — по принципу наличия/отсутствия образования (например, в компании считается престижным окончить МГУ и сотрудники, имеющие диплом другого вуза, автоматически считаются «вторым сортом»), или по принципу страны и города происхождения — к сожалению, в нашей реальности даже на жителей Московской области в Москве смотрят свысока. Чаще всего причиной моббинга становится банальная зависть. Зачастую подобный прессинг и является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. Как же вести себя в такой сложной ситуации? Возможно ли преодолеть неприязнь новых коллег?

Введите свой e-mail

Смена работы – это нелегкая и стрессовая процедура, кроме новых обязанностей предстоит влиться в новый коллектив и это может быть совсем непростой задачей. Расскажем о том, что такое социально-психологическая адаптация в коллективе, дадим рекомендации для более легко вхождения в новую рабочую группу.

Адаптация – это приспособление к условиям существования. Каждый коллектив представляет собой устоявшуюся среду, со своим морально-психологическим климатом, с традициями, с распределением ролей и функций. Появление нового члена группы приводит к тому, что старые связи должны видоизменяться, появляется новый элемент в цепочке взаимодействия и коллектив, как любая сложившаяся система, сопротивляется изменениям. Поэтому новичку всегда непросто, ведь он становится причиной того, что люди должны изменять свои модели поведения, а при этом и ему самому нужно выработать манеру поведения, которая бы обеспечила ему продуктивное взаимодействие с группой.

Сложности адаптации в новом коллективе состоят в том, что новичку одновременно нужно постигать тонкости организации труда на новом месте, демонстрировать свою профессиональную компетенцию, а также налаживать межличностные контакты, встраиваясь в сложившийся коллектив.

1. Стадия вхождения, когда ни новичок, ни коллектив еще не готовы принять новые ценности модели поведения. На этой стадии происходит взаимная оценка коллектива и работника, присматривание друг к другу. На этом этапе коллектив ведет себя по привычной для себя схеме и оценивает новичка, а тот должен с честью выдержать пристальное рассматривание.

2. Стадия терпимости. На этом этапе устанавливаются отношения терпимости к особенностям коллектива и работника, происходит притирка систем ценностей, и вырабатываются совместные правила поведения.

3. Стадия приятия. На этом этапе коллектив постепенно привыкает к новичку, а он усваивает традиции и ценности группы.

4. Стадия вливания. На этом этапе новичок перестает быть таковым, он вливается в коллектив, у него появляется вое место и роль в группе, он понимает и применяет правила поведения и разделяет цели и ценности коллектива.

Как вести себя в новом коллективе

Для того, чтобы быстро и по возможности безболезненно влиться в коллектив, нужно соблюдать несколько важнейших правил:

1. Вопрос – это не признак не компетентности. Спрашивать о том, как принято делать в этой организации то или иное дело, в какой последовательности выполняются операции, кто за что отвечает, какие традиции существуют. Не стоит тратить время на добывание информации партизанскими методами. Нужно просто спрашивать, без стеснения, но и без назойливости.

2. Дружелюбие. Нужно всеми силами демонстрировать позитивный настрой и желание установить контакт, но при этом не стоит без остановки улыбаться и набиваться ко всем в друзья. Новичок пришел, чтобы работать, поэтому он в первую очередь должен именно это и делать.

3. Вежливость и пунктуальность. Нужно поддерживать ровные отношения со всеми сотрудниками, без заискивания и высокомерия. При этом нужно безукоризненно выполнять свои обязанности, чтобы у коллектива не было нареканий к работе новичка.

4. Самопрезентация. Уже на стадии вхождения новичку нужно рассказать о себе, по возможности предугадав все вопросы, чтобы у сотрудников не было поводов для домыслов и сплетен.

5. Не поддаваться на провокации. Нередко сложившиеся коллективы воспринимают новичка, как некий вызов, игру и поэтому подвергают его различным испытаниям. Главное, в такой ситуации не давать волю нервам и по возможности реагировать спокойно на все выпады, со временем коллегам это надоест и они перестанут тратить силы на подначки новичка.

6. Уметь сказать «нет». Появление новичка вызывает желание у некоторых сотрудников использовать его к своей выгоде, поэтому нужно уметь отличить манипуляцию оградить себя от этого.

Вы можете поделиться этой публикацией в социальных сетях:

Источники:
Адаптация в новом коллективе
Первое сентября — день волнительный. Особенно для тех детей — а также их родителей, — которые в этом году впервые идут в детский сад или школу. Желая облегчить сыну или дочке процесс
http://akademroditel.ru/sad/adaptazia.html
Адаптация в новом коллективе психология
Адаптация к новому коллективу — важный этап трудовой деятельности. Тренинг Мизениной Екатерины по адаптации и трудоустройству.
http://vprosvet.ru/trudoustroystvo-i-adaptatsiya/
Адаптация сотрудника в новом коллективе
Новая работа, положение новичка в новом коллективе, негативные моменты адаптации сотрудника в новом коллективе, методы их преодоления и выхода из конфликтных ситуаций.
http://pulsplus.ru/man/categories/psychology/career/articles/adaptacija-sotrudnika-v-novom-kollektive/
Введите свой e-mail
Смена работы – это нелегкая и стрессовая процедура, кроме новых обязанностей предстоит влиться в новый коллектив и это может быть совсем непростой задачей. Расскажем о том, что такое
http://tbn-tv.ru/lady/kak-adaptirovatsya-v-novom-kollektive/

CATEGORIES