Адаптация детей к дошкольному учреждению

Адаптация детей в дошкольном учреждении

1. Адаптация детей в ДДУ

2. Организация адаптационного периода

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлении в ДДУ

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

проблема адаптация ребенок дошкольное учреждение

1. Адаптация детей в ДДУ

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

1. В яслях — 7-10 дней

2. В детском саду в 3 года — 2-3 недели

3. В старшем дошкольном возрасте — 1 месяц

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери.

Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

— Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

— Нервно психическое развитие;

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.

2. Организация адаптационного периода

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них: — работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;

— совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;

— недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;

— совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.

Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлению в ДДУ

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Адаптация детей к дошкольному учреждению

Поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.

Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

Первые месяцы пребывания в детском саду – трудное для ребенка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него – дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. В-третьих, иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. В-четвертых, могут возникнуть трудности при посещении туалета (некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость) и т.п. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому:

Дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении;

В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома;

Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест;

Желательно поменьше пользоваться телевизором;

Необходимо создать ребенку условия для дополнительного сна;

Игры предпочтительны тихие, невозбуждающие;

Не следует кормить ребенка насильно;

Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилакти-ческие мероприятия;

Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, строят. В течение всего периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелате-льно, помогать малышам осуществлять их задумки, положительно оценивать результаты труда.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной сто-роны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, позна-вательной, социальной сферах, где особенно важно раз-витие инициативности, самостоятельности.

Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации были разработаны психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

С опорой на эти блоки была составлена карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы с педагогом.

Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)

Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое, уравновешенное или раздраженное, неустойчивое, подавленное).

Характер засыпания (быстро, в течение 10 мин., медленное, очень медленное).

Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.

Характер сна (спокойный, неспокойный).

Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна.

Аппетит вашего ребенка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой).

Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное).

Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится, ходит мокрый).

Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку, раскачивается когда стоит или сидит).

Уровень нервно-психического развития ребенка, поступающего в детский сад, определяется методом диагностики.

У детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 г. 9 мес. изучаются понимание речи, игровая деятельность, различные движения и навыки; у детей в возрасте от 1 г. 9 мес. до 2 лет кроме названных параметров изучается еще активная речь. Определяется, соответствуют ли данные параметры возрасту ребенка.

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

Родители отвечают на вопросы: «Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?»

Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие; может или не может самостоятельно подготовиться к игре).

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт).

Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт).

Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не умеет играть самостоятельно).

Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а ждут, чтобы их занимали взрослые.

Наличие или отсутствие контактов со сверстниками;

Адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;

Наличие опыта совместной деятельности со взрослым.

Адаптация детей к дошкольному учреждению

Адаптация детей к дошкольному учреждению

Адаптация – от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.

Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

Использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;

Обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведение групповых занятий в адаптационный период;

Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада.

Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт — эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения — способность легко и точно вы­полнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском уч­реждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.

Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психологическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц)

2. Подострая фаза или собственно адтация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям» с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);

информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;

Проведение совместных прогулок.

Открытые детские праздники.

Создание предметно – развивающей среды.

Уделяется внимание раздевалке.

-Мини — игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;

В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.

Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Главное же направление адаптации детей к дошкольному учреждению – работа с ними.

Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации«, где отмечаются в контрольные дни (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

«Адаптационный период. Кризис трёх лет». Консультация для родителей Адаптационный период. Кризис трёх лет. Консультация для родителей. Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад,жизнь и взрослых.

Условия успешной адаптации к условиям ДОУ При поступлении ребенка в детский сад, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок быстро привык к новой обстановке, к новым людям. Но не всегда.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Поступление в детское учреждение представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям.

С приходом в детский сад меняется и социальное положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.

В.И. Логинова отмечает, что уже в семье ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, детьми. Он осваивает первые навыки общения с окружающими, у него формируются элементарные трудовые действия, возникают игры. Ребенок начинает осваивать нормы отношений между членами семьи, на основе которых формируются элементарные стереотипы поведения. Сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в детский сад. Он начинает активно контактировать со сверстниками. Его жизнь организуется взрослыми, не членами семьи, но новым правилам к режиму, к нему предъявляются новые требования.[32] Следовательно, ребенку необходимо быстро приспособиться к изменению окружающих условий, выработать новые или перестроить имеющиеся привычки и формы поведения.

В дошкольной педагогике различают три степени адаптации: Легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями их, по Л.Н.Галигузовой, являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. [14]

Период легкой адаптации длится одну- две недели. У ребенка довольно быстро нормализуются сон и аппетит, эмоциональное состояние, взаимоотношения с новыми людьми, восстанавливается активная деятельность. Отношения с близкими людьми не нарушаются, острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма выражено незначительно, к концу третьей недели они приходят в норму.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к детскому саду длится дольше. Сон и аппетит восстанавливается только через 15-40 дней; настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша. Он часто плачет, малоподвижен, не проявляется интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность , потливость, тени под глазами, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отличаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другая. Защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль- не предохраняют его от инфекции.

В некоторых случаях неадекватное поведение малыша настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить его. Он плохо засыпает , вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей, ведет себя агрессивно.

Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую игрушку, равнодушный к воспитателям и сверстникам или, наоборот, бурно выражающий протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный – таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшения его состояния происходят очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются по всем направлениям.[14]

Тонкова – Ямпольская, Е.Шмидт Кольмер, А.Атанасова в своей работе «Социальная адаптация детей в детском саду» отмечают,что трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных сдвигов тесно связаны с предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребенка [42]. Поэтому так важно, с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении правильно организовывать педагогический процесс с учетом этих трудностей.

Н.Д.Ватутина описывает процесс введения ребенка в систему общественного воспитания, который осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе Усилия педиатрической службы, родителей и работников ДОУ направлены на подготовку организма ребенка к жизни в новых условиях, облегчение биологической адаптации.

1) Максимальным приближением режима дня ребенка к режиму дня детского учреждения;

2) Приучением его к активному участию в режимных процессах;

3) Широким использованием комплекса закаливающих процедур;

4) Увеличением двигательной активности, необходимой для повышения работоспособности детского организма.

Условием реализации этих требований является педагогическое просвещение родителей и установление их контактов с воспитателями. Через индивидуальные беседы, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в подготовительный период. Они знакомятся с методикой кормления, сна, получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения. В свою очередь воспитатели , посещая ребенка на дому, знакомятся с условиями его жизни, узнают о привычках, любимых играх и игрушках малыша, устанавливают первые эмоциональные контакты с ребенком в привычной для него обстановке.

Приобщение ребенка к требованиям новой среды в условиях ДОУ осуществляется последовательно. В течение первой недели ребенок находится в детском саду не более 2-3 часов. Это время увеличивается постепенно в зависимости от его эмоционального состояния.

Прием новых детей осуществляется продолжительное время, для того чтобы персонал имел возможность организовать жизнь детей, учитывая их состояние, индивидуальные особенности.

В течение периода адаптации (2 – 3 недели) ребенку не делают прививок, сохраняют все имеющиеся привычки, даже отрицательные разрешают пользоваться домашними игрушками.

Основными причинами, осложняющими и затягивающими социальную адаптацию у многих детей, являются разлука с близкими, незначительный опыт общения с другими людьми [9]. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении допустимо присутствие матери в группе , которая помогает освоиться в незнакомой обстановке, установить контакт с воспитателем, а затем и сотрудничество с ним. Периодическое пребывание на руках, внимание, ласковое обращение , похвала со стороны воспитателя создают доверие и положительное отношение к нему, служат основой для налаживания контактов с другими взрослыми и детьми. Благодаря положительным эмоциям, привязанности к воспитателям, который вводит ребенка в новую микросоциальную среду, у него формируется интерес и желание общаться со сверстниками. При этом важно, чтобы в группе работали постоянные воспитатели, соблюдающие единство требований к ребенку.

Игры- занятия, совместные игры с воспитателями, а в дальнейшем и эпизодическое подключение в игры других детей позволяют установить контакты в действиях, расширить круг общения ребенка, развить его самостоятельность.

Подвижные игры, совместные действия на физкультурных и музыкальных занятиях снимают эмоциональное напряжение, доставляют радость и удовольствие, формируют потребность в общении. Таким образом, расширение социальных контактов, правильная организация педагогического воздействия облегчают течение адаптационного периода, позволяют быстрее приобщить ребенка к совместному образу жизни с другими детьми.[32]

Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова выделяют факторы, определяющие характер адаптации. Это состояние здоровья, характер взаимоотношений с близкими, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка. Данные критерии являются основными, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад. [14]

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно- мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, к тому же обладает конфликтным характером, если сами родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, — все это может стать причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к ДОУ. [9]

Важнейшее значение для благополучного протекания адаптационного периода имеет отношение педагогов к ребенку, эмоциональная атмосфера в группе и детском учреждении в целом.

Важно правильно и грамотно организовывать адаптационный период. Воспитателю необходимо предварительно познакомиться с ребенком и его родителями. Прежде всего воспитателю нужно хорошо осознавать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребенка в детский сад. Главное для воспитателя – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в детский сад, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой.

Перед поступлением ребенка в детский сад воспитателю следует обсудить с родителями ряд проблем:

ü узнать его распорядок дня;

ü поинтересоваться, как он пользуется туалетом;

ü как засыпает и просыпается, в какое время лучше спит;

ü умеет ли есть сам, какую пищу предпочитает;

ü есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов.

Также воспитатель должен познакомить родителей с распорядком дня в саду, обсудить проблему согласования его с распорядком в семье, полученную информацию учитывать в процессе последовательной индивидуальной работы с ребенком.

Воспитателю необходимо узнать, какой тип общения предпочитает малыш. Если превалирует эмоционально- личностное общение с близкими,нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с предметами и сюжетными игрушками.Воспитатель должен знать, в какой степени ребенок владеет навыками самообслуживания. Если он привык, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы поощряли в нем стремление сделать что –то самостоятельно, поддерживали желание самому есть, одеваться.

Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторонним взрослым. Если он пугается их, плачет, прячется за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга его общения в домашней обстановке будет воспитывать в нем доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет быстрее привыкнуть к новому окружению в детском саду.

Следует узнать, умеет ли ребенок общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно посоветовать родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, налаживать совместную игру с ними.

Рассмотрим педагогические приемы, способствующие адаптации ребенка к детскому саду. Первая встреча ребенка с воспитателем чрезвычайно важна для развития последующих взаимоотношений между ними. Поэтому главное для педагога на начальном этапе адаптации – наладить контакт с ребенком, завоевать доверие ребенка, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают. Если же он не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, педагог не должен игнорировать желание ребенка, а тем более поддразнивать его и ругать. [9]

Когда малыш обращается ко взрослому со словами: «мама придет?», это означает, что на самом деле он не уверен в этом, боится, что мама не вернется, ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый вопрос «где мама?» нужно обязательно отвечать утвердительно, помогая малышу поверить в то, что он обязательно увидит свою маму.

Ободрив малыша, воспитатель старается переключить его внимание на игрушки, предлагает рассмотреть, что находится в помещении; некоторое время играет вместе с малышом, а потом предлагает ему немного поиграть самостоятельно одному, пообещав скоро вернуться. Свое обещание необходимо выполнять, тогда ребенок поймет, что взрослый всегда рядом. Если же он постоянно следует за взрослым, его можно подключить к своему делу, что позволит воспитателю выполнять свои обязанности, находиться рядом с малышом и в то же время, постепенно увеличивать дистанции между ним.

Если ребенок равнодушен к окружающему, ему следует уделить побольше внимания, подобрать такое занятие, которое отвлекло бы его от переживаний. Если малыш не откликается на предложение взрослого поиграть, воспитатель использует косвенные способы вовлечения его в ту или иную деятельность; например, садится рядом см ним и начинает рисовать картинку, лепить фигурку, разговаривать с куклой и т.п. Для таких случаев желательно иметь в группе привлекательные загадочные игрушки, которые вызывают особый интерес у детей. Интерес ребенка может вызвать игра взрослого с другими детьми неподалеку от него. Для некоторых детей эффективным способом снятия эмоциональной напряженности будут такие игры, как «ладушки», «по кочкам», «прятки» и другие.

Включение ребенка в распорядок дня следует проводить с особым вниманием и его индивидуальным предпочтениям.

Хочется отдельно остановиться на том, какое участие принимает мать в процессе адаптации. Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в группе. Прохождение каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Воспитатель должен согласовать с мамой тактику ее поведения, Перед тем , как ребенок поступит в детский сад, следует объяснить ей те трудности, с которыми малыш может встретиться в группе, предложить совместными усилиями облегчить их, обсудить последовательность ее поведения по отношению к малышу.

При первом посещении ребенком детского сада становится ясным, необходимо ли ему присутствие мамы в группе. Есть дети, которые без проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, попрощаться с ним и уйти. В первые дни ребенка не следует оставлять на полный день, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.

Если же ребенок плачет и не отходит от мамы, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться ввести его в жизнь группы. Сначала она должна быть постоянно с ним, играть , рисовать, разглядывать игрушки, не пытаясь отвлечь его на других детей. Таким образом, она в рамках режима, принятого в группе, делает примерно то же самое, что и дома. Мама участвует в режимных процедурах, занятиях, играх, выходит с детьми на прогулку. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

Когда взрослые заметят, что он начинает отрываться от мамы, ненадолго отходить от нее, чтобы поиграть с игрушками, которые находятся в отдалении, она продолжает оставаться в группе, издали наблюдая за первыми самостоятельными шагами малыша, в случае необходимости приходит на помощь, организует совместные игры. Постепенно периоды отрыва от мамы удлиняются, ребенок все охотнее общается с воспитателем и сверстниками.

На следующем этапе адаптации он же может отпустить от себя маму на достаточно долгий срок. В этот период у него появляются любимые игрушки и занятия, устанавливаются более близкие отношения с воспитателем и детьми. Мама предупреждает малыша, что ей нужно отлучиться, и обещает, что скоро придет. После этого она уходит и действительно быстро возвращается, так, чтобы ребенок не успел сильно огорчиться и не потерял доверия к ее обещанию. Важно, чтобы она обратила внимание ребенка на свой приход, на то, что она держит слово. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

Признаком завершения периода адаптации являются хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Можно вести речь о некой типологии детей с теми или иными особенностями эмоционального развития в адаптационный период. Выявлению такой типологии посвящены работы А.В. Кошелевой, Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой и др. Интересные данные представлены в исследованиях Т. А. Константиновой, изучавшей особенности поведения детей от четырех месяцев до трех лет. Этим автором выделены четыре группы детей, различающихся уровнем обще двигательной активности, характером ориентировочных реакций; особенностями эмоционального состояния.

1."Ходунки" — дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно-исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.

2."Наблюдатели" — дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.

3."Сидуны" — дети с низкой обще двигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.

4."Лежебоки" — дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.

Итак, анализ литературы по проблеме исследования показал, что дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоциональный комфорт, стабильность и устойчивость отношений к миру, понимание эмоций других людей, осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к ребенку автоматически; как и все другие аспекты человеческого развития , оно развивается во взаимодействии со взрослыми.

Семья является той средой, где идет процесс развития личности ребенка. Эмоциональное развитие ребенка зависит от способов общения родителей с ребенком. Само качество родительского отношения оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на особенности его поведения, его социализацию и адаптацию. Формальность, авторитарность, завышенные требования, чрезмерная опека либо в противоположность отстраненность и гипоопека в родительском отношении могут провоцировать симптомы тяжелой адаптации ребенка к ДОУ.

Поступление ребенка в ДОУ часто сопровождается негативными проявлениями в его самочувствии и поведении:

· появляется эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность;

· снижается активность по отношению к предметному окружению, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

· нарушается аппетит, сон, возрастает восприимчивость к болезням.

В зависимости от выраженности этих симптомов различаются три степени адаптации ребенка в ДОУ: легкая, средняя и тяжелая.

Важнейшими факторами, определяющими характер протекания адаптационного периода на четвертом году жизни ребенка является физическое состояние ребенка, сформированность общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития предметной деятельности.

Для облегчения адаптации его к ДОУ педагоги должны создавать специальные условия: организовать предварительное знакомство с семьей; согласовать режим и воспитательные воздействия педагогов и родителей; привлекать мать или близкого взрослого к участию в режимных моментах прогулках, играх и занятиях группы; налаживать эмоциональные и деловые контакты с ребенком.

Следовательно, проблема исследования заключается в том, что развитие,коррекция, диагностика и прогнозирование развития эмоционально- личностной сферы ребенка относятся к наиболее важным задачам при разработке идеи качественного изменения содержания образования. Решение данных проблем предусматривается в ходе занятий с детьми в условиях ДОУ. Вместе с тем практика показывает, что целенаправленное формирование эмоционально- личностной сферы у дошкольников необходимо рассматривать в контексте особенностей родительских отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источники:
Адаптация детей в дошкольном учреждении
Содержание процесса адаптации детей в дошкольном учреждении как процесса приспособления организма к новой обстановке, окружению и новым отношениям. Проблема организации адаптационного периода и мероприятия по его смягчению для детей при поступлении в ДУ.
http://mirznanii.com/a/201588/adaptatsiya-detey-v-doshkolnom-uchrezhdenii
Адаптация детей к дошкольному учреждению
Адаптация детей к дошкольному учреждению Поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она
http://nenuda.ru/%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BA-%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.html
Адаптация детей к дошкольному учреждению
Адаптация детей к дошкольному учреждению
http://www.maam.ru/detskijsad/adaptacija-detei-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu.html
Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению Поступление в детское учреждение представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся
http://zdamsam.ru/a12454.html

CATEGORIES