3 методы психологии

12 методов практической психологии для чайников

Направления отобраны и распределены в случайном порядке

Психоанализ выдвигает предположение о том, что в бессознательном скоплены все низменные потребности человека и его реальность определяется подсознательными влечениями, структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве. Фрейд работал преимущественно с женщинами, больными истерией, это интересное заболевание, которое не является психиатрическим, в процессе которого женщина бредит, она сексуально расторможена и может пережить по-настоящему ненастоящие роды.

Благодаря анализу бессознательного можно понять причины проблем и заболеваний. Упражнения психоанализа включают техники слов и ассоциаций, учат человека слышать себя изнутри. Также психоанализ предполагает работу со сном, что является важной частью протекания бессознательных процессов.

Сеансы проходят за разговорами, за анализом сновидений, клиент рассказывает о своих проблемах и постепенно пускается в свободный мыслительный процесс, который плывет без особого направления, допускается говорить все, что приходит в голову, даже, если это отрывочные мысли, которые на первый взгляд абсолютно бессмысленны. При этом погружаясь внутрь себя и, несколько отключая осознанный контроль, человек говорит то, что ему подсказывает подсознание. Задача психоаналитика докопаться до причины проблемы.

Описаны случаи исцеления от истерии путем осознания причины проблемы и прослеживания взаимосвязи причины и болезни.

Транзактный анализ

Базируется на принципах наличия в каждом человеке трех эго-состояний. Они называются «ребенок», «родитель» и «взрослый». Согласно ему, мы можем иметь конфликты с людьми потому, что в детском возрасте подвергались травмам. Работа в транзактном анализе предполагает взаимодействие терапевта с каждым из эго-состояний клиента. Его личность по окончании терапевтического процесса приобретает целостность, все три состояния уравновешиваются и продолжают существовать в балансе и гармонии. Направление подходит тем, кто желает освободиться от чувства вины, стыда, понять, откуда они идут и тем, кто устал от повторения негативных жизненных сценариев. А также для любых других психологических запросов. Терапия направлена на выяснение причин.

Эго состояние Родитель формируется в процессе усвоения установок, ценностей, предрассудков, убеждений, принадлежащих значимому для нас человеку в детстве, как правило, родителю. Я-родитель чувствует, думает, действует и реагирует, так как это делал один из его родителей или другой значимый взрослый, оказавший влияние, когда он сам еще был ребенком. Даже в не активном состоянии, Родитель всегда присутствует в нас, он является нашим внутренним комментатором, оценщиком, критиком.

Взрослый это посредник между Родителем и Ребёнком. Взрослый анализирует, решает, действует в соответствии со своими ценностями, стереотипами и убеждениями, сообразно обстоятельствам, при этом действует максимально разумно в конкретной ситуации. В состоянии Взрослого человек объективно оценивает окружение, решение, он принимает преимущественно обдумано и без эмоционально, но на основе имеющего опыта.

Ребенок — это наш собственный опыт на разных этапах детства. Здесь живут наши мечты, желания, страхи, надежды и полностью отсутствуют разумное и рациональное мышление. Данное состояние отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения. Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как отвечает за радостные эмоции, однако в тоже время здесь живут и иррациональные установки, которые характерны для детей. Например, добиваться желаемого через крик или нытьё, которое может встретиться у капризной девушки: «Я хочу, ну, купи мне это».

Нейролингвистическое программирование является одним из направлений в практической

психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

Проще говоря, НЛП создавалось для того, чтобы научить всех людей моделировать на себя возможности очень успешных людей в той или области с целью самим добиться максимального успеха в этом же.

Например, можно смоделировать внутренние и внешние характеристики успешного оратора, грамотного политика, сильного спортсмена, мудрого учителя и т.д.

В наше время НЛП является очень популярным экологичным и эффективным методом практической психологии. НЛП имеет в своем арсенале множество простых и эффективных техник для позитивных изменений личности, для работы со страхами, для смены убеждений, для того, чтобы избавиться от вредных привычек, для решения всевозможных психологических затруднений. Помимо этого НЛП широко используется при обучении навыкам коммуникации, продаж.

Сказкотерапия

Довольно молодое направление практической психологии. Опирается на утверждение, что специальная метафора способна нужным образом запустить подсознательные процессы личности, которые приводит к изменениям и исцелению. Определенным образом созданная история, сказка, притча, метафора оказывает психологическое воздействие на личность с целью нужных изменений, благодаря этому происходит коррекция проблем и развития личности.

В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми. С помощью сказкотерапии можно эффективно работать с любыми психологическими затруднениями, включая алкоголизм и табакокурение.

Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов избавление от страхов и других психологических проблем, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка. Существуют различные программы для обучения людей написания терапевтических сказок, что может быть очень полезно родителям, учителям, воспитателям, няням и т.п.

Гештальт-терапия исповедует позаимствованный из восточной философии принцип «здесь и сейчас», кий метод, согласно которому мир и человек — целостное явление, принцип взаимообмена и саморегуляции со средой, парадоксальная теория изменений, происходящих с человеком, когда он становится тем, кто он есть, не пытаясь играть другие роли. Та же техника «пустого стула», когда претензии высказываются воображаемому собеседнику, а не реальному.

Говоря простым языком, гештальт-терапия является универсальным направлением психотерапии, закладывающим основу для работы с внутренним миром — начиная с детских страхов и заканчивая коучингом первых лиц. Процесс терапии является беседой между клиентом и терапевтом, в процессе которой клиент возвращается в ситуацию «здесь и сейчас» для того, чтобы увидеть, услышать, ощутить свои эмоции и поискать их в своем теле.

В психологии гештальт-терапия подразумевает восприятие человека единым целым, сочетающим бессознательное и сознательное, прошлое и будущее, разум и тело, ненависть и любовь. Все это существует только в конкретный момент времени, поскольку прошлого уже не существует, а будущее еще не наступило. Человек не способен существовать изолированно, а внешний мир считается средой, в которой возможна наша жизнь и которая питает нас. Получить необходимое нам и отдать то, что нас переполняет, можно только в контакте с внешним миром. При нарушении подобного взаимообмена жизнь человека застывает и теряет свой смысл. Гештальт-терапия направлена в первую очередь на восстановление отношений с миром, а не на осознание ошибок и понимание того, почему человек ходит по кругу.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки предназначены для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий. Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

В расстановочной работе обычно участвуют расстановщик, клиент, заместители и наблюдатели. Расстановка обычно проходит в группе. В поле, где проходит действо, исходя из запроса расставляются необходимые фигуры. Это могут быть близкие, партнеры, симптом, здоровье, деньги, родители, дети, организация, сотрудники и т.д. Участники являются заместителями фигур, которых вы назначаете на те, или иные роли. Даже не зная, кем их назначали, попадая в расстановочное поле и через замещающее восприятие, они начинают проявлять актуальную информацию и состояние действующих фигур.

Эриксоновский гипноз

Данное направление практической психологии работает с естественным состоянием транса человека, это измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения.

Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Эриксоновский гипноз предполагает наличие в подсознании человека богатого разнообразия ресурсов и возможностей, которые можно активировать и привнести в реальную жизнь человека все ему необходимое. Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное.

И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами. Эриксоновскому гипнозу подвержены все и важно понимать, что основополагающим принципом этого направления является экологичность применяемых техник и методов – только мягкое сотрудничество в процессе взаимодействия гипнолога и клиента, только своевременные бережные изменения. Причем результаты чаще всего заметны уже после первого сеанса, а для решения запроса бывает достаточно от 3-х до 5-ти сеансов.

В процессе работы можно обращать к прошлому клиента, добывая там ресурсы или перерабатывая травмы, можно обращаться в будущее, моделируя себе желаемый результат, на который подсознание будет ориентироваться, можно наводить порядок внутри личности, обеспечивая себя важными составляющими гармоничной и целостной личности – уверенностью в себе, чувством собственной ценности, ощущением собственного достоинства, удовлетворенностью собой и своей жизнью. В процессе сотрудничества можно искать свой путь и вдохновение, можно избавляться от тревожности или приобретать больше энергии. Наше подсознание содержит в себе все ответы.

Позитивная краткосрочная психотерапия

Эта методика ориентирована на быстрое решение проблемы. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые).

Три составные части — это основные принципы краткосрочной позитивной психотерапии:

  1. опора только на позитивное в жизни пациента, его ресурсы;
  2. использование только позитивных подкреплений в работе с пациентом и его близкими;
  3. позитивистский (в философском смысле) подход.

Поиск ресурсов может быть ориентирован

  • Что раньше помогало вам преодолевать подобные проблемы?
  • Как такие проблемы разрешали ваши родственники, знакомые?

На настоящее:

  • Что сейчас помогает вам разрешать проблему, хотя бы временно?
  • Кто или что могло бы вам помочь в разрешении проблемы?

Не способствует ли опора только на позитивное в работе с пациентом формированию «розовой иллюзии», однобокого и неадекватного «радужного мировосприятия»? Признавая односторонность и иллюзорность такого мировосприятия, позитивные психотерапевты подчеркивают столь же однобокое, но «черное» мировосприятие, характерное для абсолютного большинства пациентов, и задачей психотерапии считают формирование более диалектического мировоззрения, расширяя его подключением «светлого» видения и надежды.

Использование только позитивных подкреплений в работе с пациентом позволяет раскрепостить и активизировать его позитивные воспоминания, интуицию и способность конструктивно фантазировать, сделать доступной его субъективную концепцию здоровья — болезни, которую обычно пациенты стыдятся предъявлять психотерапевту в связи с ее «ненаучностью и наивностью».

Клиент-центрированная терапия

Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии.

Ключевым моментом в этом подходе является тенденция к актуализации, то есть поиску и проявлению, а также дальнейшему развитию по максимуму лучших качеств, заложенных в человеке. Этот процесс может быть полон страданий, падений, борьбы, но, если мотив достаточно силен, человек настойчиво будет идти по пути развития, несмотря ни на что. Если доверяешь своим ощущениям, считал основатель метода, то тогда проще осознать, в правильном ли направлении движешься.

Основные положения в клиент центрированной терапии сводятся к следующему:

  1. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути;
  2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных;
  3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида;
  4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.

Фундаментом терапии характеризуется тремя важными и взаимосвязанными позициями: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.

Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим» или «странным» это не казалось.

Эмпатия. Многие формы терапии предлагают взгляд на пациента со стороны. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиент-центрированный терапевт действует не как сторонний наблюдатель, который стремится наклеить диагностический ярлык на клиента, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения клиента.

Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Арт-терапия используется как метод психологической коррекции в работе с детскими неврозами, фобиями и расстройствами поведения. Арт-терапевтические методы основаны на понимании искусства как способа выражения того, что сложно или невозможно выразить словами. В творческом процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.

В творчестве неизбежно находят отражение внутренние конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции – все то, что в обычной «вербальной» терапии становится скрыто механизмами психических защит. В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются явлены в безопасном пространстве творческого объекта. Этот экспрессивный творческий процесс терапевтичен сам по себе, за счет собственных ресурсов психики и ее способности к самоисцелению. Кроме того, присутствие другого человека (терапевта, фасилитатора, членов терапевтической группы) и его безусловное принятие пациента в творчестве оказывает трансформирующее воздействие на межличностном уровне.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

3 методы психологии
www.b17.ru

Классификация методов психологии

Содержание:

Методы психологии Ананьева Б. Г.

Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики. Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым. В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:

  1. Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
    • сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
    • лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
    • комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
  2. Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.
  3. Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.
  4. Интерпретационные методы, концентрирующиеся на теоретическом объяснении, психологической трактовке исследуемого явления или свойства. Здесь всегда есть комплексный (в виде системы) набор соответствующих вариантов генетического, функционального и структурного метода, которые замыкают общий цикл психологического исследования.

Замечание 1

Классификацию, разработанную Ананьевым, нельзя считать исчерпывающей, поэтому в следующих частях статьи будут описаны некоторые самые распространенные методы психологии.

Наблюдение как метод психологии

Наблюдение – один из основных и часто используемых психологических методов, который используют, например, студенты при написании реферата или курсовой работы, так и исследователи при написании диссертаций.

Как и другие методы, для исполнения он требует специальной подготовки. Здесь важен профессионализм, ведь наблюдение может осуществляться как за открывающимся за окном поезда пейзажем, так и за динамикой движения звезд с помощью новейшего телескопа. Для научного наблюдения требуется постановка цели, планирование, составление протокола и др. Самым главным здесь является адекватность в психологической интерпретации результатов наблюдения, так как психику, как известно, нельзя сводить к поведенческим реакциям.

Важное преимущество метода наблюдения состоит в протекании деятельности людей в нормальных, естественных для них условиях. Человек может не знать, что за ним осуществляется наблюдение, а потому «не подыгрывает» исследователю хотя бы в определенный момент, как говорят, в открытую.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение (интроспекция) в виде исторически первого метода изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение индивида за собственными психическими явлениями. Они, при всей кажущейся житейской простоте, представляют собой в действительности очень сложный и многофакторный процесс. Для такого отражения самого себя (рефлексии) человека необходимо специальное обучение. Квалифицированная интроспекция, которая сопоставляется с результатами других методов, всегда полезна и важна для психологического исследования.

Эксперимент в качестве основного метода психологии

Эксперимент по праву считают основным методом современной психологии. Он исторически находился у ее истоков, но по причине специфики своего предмета психология так и остается наукой в значительной степени описательной. Не над всем в психике можно провести эксперимент в соответствии с его классическим, научным пониманием. Так, работу психотерапевта или психоконсультанта не всегда можно считать собственно экспериментальной. Особенную роль экспериментального метода характеризуют его несомненные преимущества:

  • возможность задействовать у испытуемых любой интересующий исследователей процесс, свойство или состояние (например, нет необходимости ждать проявления воли или эмоции, создавая для этого искусственные условия, которые предусматривает эксперимент);
  • предварительное выделение всех предполагаемых условий, которые влияют на исследуемое явление, возможность их планомерного изменения (увеличение, уменьшение, исключение, то есть целенаправленная организация и изменение течения исследуемого процесса);
  • возможность достоверного выявления меры влияния каждого из управляемого варьирования факторов, то есть обнаружение объективных закономерностей, связей и зависимостей. Это путь от живого явления, фактов до познания сущности;
  • строгая количественная обработка и трактовка полученных эмпирических материалов, математическое описание и моделирование исследуемых явлений в целом.

Перечисленные преимущества метода эксперимента неизбежно ведут и к его основной трудности в виде ограничения. Как психическая, так и внешняя работа испытуемого в экспериментах протекает как бы искусственно, в навязанном порядке, непривычных условиях. Человек может знать, что это не реальная практика, а только эксперимент, который, к примеру, по его желанию можно всегда прекратить. Отсюда проявляется неизбежная методологическая проблема исследования адекватности, корректности и надежности переноса результатов эксперимента на практическую деятельность.

В соответствии с различными основаниями можно рассмотреть большое количество видов эксперимента, включая аналитические и синтетические, констатирующие и формирующие, психолого-педагогические, моделирующие, обучающие, лабораторные, полевые и др. Особенное место в этом перечне занимает естественный эксперимент, который впервые предложил русский психолог А. Ф. Лазурский.

Сущность естественного эксперимента состоит в протекании исследуемой деятельности испытуемого в привычных для него условиях. Испытуемый не знает об эксперименте, подвергаясь строго дозированному экспериментальному воздействию через изучаемые условия и факторы.

Организация и проведение подобного типа экспериментов связано с большими сложностями по причине противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Наряду с этим значительно упрощается перенос полученных лабораторных выводов в реальную практику.

По некоторым объективным и субъективным причинам современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью. Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.

Другие методы психологии

Тест (испытание, проба) применяют чаще всего в научной психологии. Он используется более ста лет, получая в последние годы все большее распространение. Выделяют множество типов и классификаций тестов в соответствии с их построением, задачами, исполнением. Это можно отнести к особому разделу психологического знания и практики, который называется психодиагностикой. Тем не менее, последнее понятие более широкое, чем учение о тестах (тестология). Не все психологические испытания, пробы, вопросы, задания можно отнести к тестам, так как для тестов должна быть характерна стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкая психологическая интерпретация и др.

Например, стандартизация теста представляет собой не просто предъявление всем испытуемым одной и той же словесной формулировки, а подбор, статистическую подгонку степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов в максимальных выборках испытуемых имеет форму нормальной кривой Гаусса.

Такое требование, как валидность теста, означает уверенность в том, что он измеряет именно то, на что направлен (например, оценка мотивации, а не мотивировки,текущего настроения, а не устойчивого чувства).

Каждый тест в основе должен иметь некую теорию, авторскую трактовку исследуемой психики. По этой причине за одинаковыми терминами часто скрывается различное содержание. Так, одноименные типы темперамента И. П. Павлова и по Г. Ю. Айзенка сформированы по основаниям, которые невозможно сопоставить. Поэтому при интерпретации результатов теста важно строгое соответствие авторской семантике без изменения заданной трактовки слов. Особенно это актуально для проективных тестов, в которых свободные ответы испытуемых рассматриваются в качестве проекции особенностей его личности, объяснимых с позиций исходной теории.

Тест рассматривается как предельно упрощенная модификация экспериментального метода. При условии грамотного использования он дает возможность получить большое количество эмпирических данных, позволяя проводить предварительную градацию испытуемых.

Часто в психологии используются и такие методы, как анкеты и опросники в виде всевозможных вариаций тестов. Их составление, использование и интерпретация всегда требуют должного профессионализма, поскольку важность представляет не сама формулировка вопроса, а очередность его предъявления. Психология и социология, например, или педагогика должны использовать разные опросники и анкеты по причине различия в предмете исследования. Особым по направленности видом вопросников являются социометрические методики, посредством которых происходит исследование межличностных отношений в группе, выявление отношений «лидер – ведомый».

Для метода беседы необходима специальная подготовка психолога, особые правила проведения и поведение исследователей. Здесь происходит индивидуальная психологическая работа.

Одно дело – знаменитая клиническая беседа школы Ж. Пиаже; совсем другим вариантом является психоаналитическая беседа по идеологии З. Фрейда; третьим – беседа при психологическом консультировании по определенной теоретической концепции и др.

Праксиметрические методы исследований были разработаны, главным образом, для психологии труда при исследовании разнообразных движений, операций, действий, профессионального поведения человека. Сюда можно включить методы хронометрии, циклографии, составления тщательных профессиограмм (затем – и психограмм).

Анализ продуктов деятельности используют многие разделы психологии, начиная от общей и заканчивая возрастной. Этот метод является комплексным изучением результатов труда в качестве материализации психической деятельности, что можно отнести как к детскому рисунку, так и к школьным сочинениям, произведениям писателей, ошибочным действиям оператора.

Для биографического метода характерен психологический анализ жизненного пути, фактов биографии личности, которая развивается и имеет свою историю, определенные психологические вехи, включая кризисы и подъемы.

С. Л. Рубинштейн полагал, что человек, совершивший значительное, сам при этом в известном смысле меняется.

Биографический метод представляет собой психологическое изучение, анализ представлений человека о своем пути жизни, о прошлом и будущем. Он рассматривает психологию жизненных планов; психологические стратегии жизни и поведения человека.

В самых разных вариантах представлен и метод моделирования, который использует структурные, функциональные, физические, знаковые, логические, математические, информационные модели. Любая из них беднее оригинала, так как выделяет в нем определенный аспект, вынужденно абстрагируясь от прочих сторон изучаемого явления.

zaochnik.com

Лекция 3. Основные методы психологии

Понятие о методе. Классификация методов научного исследования

Метод в переводе с греческого означает путь или способ достижения цели.

Научный метод– способ получения новых знаний. Новые научные знания должны отвечать критерию истинности, поэтому в науке исключаются такие методы знаний, как откровение, здравый смысл, интуиция и др. Научный метод предполагает обязательное взаимодействие ученого с изучаемым объектом, его исследование.

Существует два уровня научного познания:

1. Эмпирическое (опытное) познание. На этом уровне объект познается на уровне явления, т.е. на уровне тех свойств, которые доступны органам чувств. Результатом эмпирического познания является описание объекта изучения. На этом уровне получаются знания в форме фактов, эмпирических обобщений и закономерностей.

2. Теоретический уровень познания предполагает познание сущности изучаемых явлений, объяснение полученных фактов, эмпирических обобщений и закономерностей.

В соответствии с этими уровнями познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования.

К эмпирическим относятся следующие методы.

1. Организационные методы:

А) лонгитюдный метод, который состоит в длительном изучении одного индивида или группы индивидов;

Б) сравнительный метод, который состоит в измерении одного и того же психического явления у двух групп испытуемых с целью выявления сходства или различий между ними;

В) комплексный метод, сочетает в себе первые два метода.

2.Эмпирические методы:

3.Методы обработки данных :

А) методы статистической обработки данных;

Б) методы графического представления данных.

4. Методы анализа и интерпретации данных:

А) структурный метод, который предполагает анализ структуры или строения изучаемого явления;

Б) функциональный метод, который направлен на выявление функций изучаемого явления;

В) генетический метод, который направлен на анализ развития изучаемого явления.

К теоретическим методам относятся те, которые обеспечивают взаимодействие исследователя с теоретическими моделями изучаемого объекта, которые обычно имеют знаковый символический характер (слова, формулы, схемы).

А) индуктивный метод, который предполагает вывод от частного к общему;

Б) дедуктивный метод, который предполагает вывод от общего к частному;

В) метод аналогии, который предполагает вывод от частного к частному.

Наблюдение

Наблюдение – метод научного познания, который состоит в целенаправленном, систематическом и планомерном наблюдении и фиксации поведения изучаемого объекта в естественных условиях его существования.

Наблюдение начинается с определения цели наблюдения, затем определяются объект и предмет наблюдения. Объектом может быть отдельный испытуемый или группа. Предметом являются особенности вербального и невербального наблюдения.

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно быть систематическим и планомерным.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При опосредованном наблюдении для восприятия объекта и фиксации его результатов используются технические средства. Непосредственное наблюдение производится без использования таких средств.

Наблюдениеимеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-тирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Важнейшей проблемой наблюдения является сохранение естественности условий жизнедеятельности испытуемых. Известно, что люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают. Это преодолевается скрытым наблюдением.

Основной недостаток этого метода – субъективизм, то есть результаты зависят от опыта, интуиции и квалификации наблюдателя. Субъективизм преодолевается использованием группы наблюдателей.

Второй недостаток – нередко исключается возможность повторного наблюдения.

Третий недостаток – путем наблюдения трудно установить причинно-следственные связи из-за действия большого числа разнообразных факторов.

Эксперимент

Эксперимент позволяет преодолеть недостатки наблюдения, как метода. Если в наблюдении исследователь остается пассивным (не вмешивается в изучаемое явление), то в эксперименте он активен и оказывает специальное экспериментальное воздействие на изучаемое явление, чтобы выявить причинную связь между воздействием и его следствием.

В эксперименте, таким образом, выделяют 2 переменные:

1) независимая переменная, которую экспериментатор изменяет.

2) зависимая переменная, которая изменяется вследствие изменения независимой переменной.

При этом изменение независимой переменной выступает, как причина, а изменение зависимой переменной – как следствие.

Проведение эксперимента затрудняется тем, что на изменение зависимой переменной влияет также изменение побочных переменных. Побочные переменные меняются либо из-за изменения независимой переменной, либо по другим причинам. Поэтому возникает проблема контроля действия побочных переменных.

В зависимости от того, в каких условиях проводится эксперимент, различают естественный эксперимент и лабораторный.

В естественном эксперименте труднее выявляется связь между независимой и зависимой переменными (из-за действия большого числа побочных переменных). Но его результаты более пригодны для применения на практике.

В лабораторном эксперименте устраняется действие большинства побочных переменных, поэтому более четко выявляется искомая причинно-следственная связь, но условия эксперимента сильно отличаются от реальности, поэтому результат эксперимента менее пригоден для применения на практике.

В отличие от наблюдения эксперимент можно проводить нужное число раз и более ясно выявлять причинно-следственную связь между переменными.

Специфика психологического эксперимента состоит в том, что экспериментатор не может непосредственно изменять независимую переменную, если она имеет психологическую природу (мотивация). Экспериментатор может изменять лишь внешние обстоятельства, связанные в этой переменной (изменить зарплату – повысится мотивация и др.)

Опрос

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос может устным или письменным, свободным или стандартизированным.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно одновременно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. Тесты должны быть стандартными и проводиться в стандартных условиях и обрабатываться стандартным способом.

В психологии применяют три вида тестов.

1. Тесты-задания.В них используется батарея заданий,требующих от испытуемого нахождения правильных ответов. По количеству правильно выполненных заданий оцениваются результаты выполнения теста. Существует два подвида тестов-заданий:

а) тесты способностей – оценивают различные виды общих и специальных способностей (музыкальные, технические и т.д.);

б) тесты достижений — оценивают степень обученности испытуемого (например, тест по математике).

Тесты-задания дают наиболее объективные результаты. Но, чтобы испытуемый не смог симулировать нужный результат важно до испытания сохранить в тайне содержание заданий и сведения о том, каким образом производится оценка изучаемого свойства по результатам теста.

2. Тесты-опросники предназначены для выявления и оценки степени выраженности тех или иных состояний или психических свойств. Они состоят из утверждений о различных проявлениях измеряемых состояний или свойств. Испытуемому необходимо ответить, наблюдается у него этот признак или нет? В некоторых случаях ему предлагается оценить степень выраженности этого признака. Недостаток тестов-опросников состоит в том, что испытуемый может сознательно повлиять на получаемые результаты, давая социально желательные ответы, чтобы показать себя с лучшей стороны.

3. Проективныетесты менее объективны, чем тесты-задания, но они позволяют выявлять неосознаваемые, вытесненные из сознания или трудно выражаемые словами психические состояния и свойства. В этих тестах испытуемым предъявляют мало структурированный материал (чернильные пятна, неясные бормотания, картинки, смысл которых неясен) в ответ на который испытуемым предлагается нарисовать картинку или составить рассказ. Считается, что ответ испытуемого определяется не столько стимулом, сколько его психическим состоянием и личностными особенностями.

Для анализа этих ответов используется специальная процедура контент-анализа. Этот анализ состоит в том, что в ответе испытуемого подсчитывается количество случаев, попадающих в ту или иную категорию контент-анализа (например, проявляет склонность к суициду, не проявляет склонность к суициду). Эти категории выделяются заранее в соответствии с целями исследования.

Проективные тесты требуют специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

infopedia.su

Психология как наука. История развития психологии

1.2. Методология и методы психологии

Методология психологии – система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.

Методика – конкретная «реализация», процедура, с помощью которой можно диагностировать (оценить) конкретное психическое явление.

Классификация методов психологии показана на рис. 1.4.

Сравнительное психологическое исследование – исследование, направленное на выявление сходств / различий в выраженности изучаемого психического явления у различных людей (групп) путем единовременного сравнения.

Лонгитюдное психологическое исследование – длительное «наблюдение» за развитием какого-либо психического явления.

В комплексном психологическом исследовании сочетаются оба этих метода.

Кратко рассмотрим эмпирические методы психологических исследований.

Наблюдение (англ. observation ) – описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучении в определённых условиях.

Самонаблюдение или интроспекция (англ. introspection) – наблюдение субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Метод эксперимента (англ. experimental method ) – метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность участников эксперимента (испытуемых). Применение метода эксперимента целесообразно, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.

Гипотеза (от др.-греч. предположение) – предлагаемое объяснение изучаемого явления, принимаемое за основу дальнейших исследований и подлежащее проверке; в процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.

Переменная (англ. variable) – атрибут (характеристика, фактор) исследуемого объекта, который может принимать различные значения из допустимого диапазона. Выделяют независимые, зависимые и дополнительные (внешние) переменные.

Независимые переменные (англ. independent variables) – переменные, выбранные в качестве исходных данных/причин.

Зависимые переменные (англ. dependent variables) – переменные, представляющие проверяемые результаты/эффекты.

В ходе экспериментального исследования изучается влияние изменения значений независимых переменных на значения зависимых переменных.

Внешние, дополнительные переменные (англ. other variables) – независимые или зависимые переменные, которые не находятся в фокусе экспериментального исследования, поэтому им придают постоянные значения или отслеживают для минимизации влияния этих переменных на результаты исследования.

Различают два вида эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент (англ. natural experiment ) – эмпирическое исследование, в котором экспериментальные условия определяются природными или другими факторами, лежащими вне контроля экспериментатора.

Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment ) – исследование, осуществляемое в искусственно созданных условиях (оборудованных лабораториях), обеспечивающих максимальный контроль над независимыми, зависимыми и внешними переменными.

Психодиагностические методы (англ. methods for psychodiagnostics) – методы, используемые для изучения индивидуально-психологических особенностей человека и факторов, лежащих в основе его поведения.

Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные (тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики) и малоформализованные (наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности).

Тест – «стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач» [2, С.546].

Анализ процессов и продуктов деятельности – метод выявления специфических особенностей деятельности человека, включенных в нее психических процессов, а также психического склада личности на основе изучения продуктов труда, являющихся результатами этой деятельности (изобретений, книг, писем и т.п.).

Моделирование – метод исследования психических закономерностей посредством построения моделей психических явлений и изучения их функционирования.

Качественные и количественные (математико-статистические) методы применяются для обработки результатов психологического исследования. Математические методы используются при обработке сложных тестов, методик с многократными способами вычисления.

3 методы психологии
intuit.ru

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы психологии

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 188

Глава 1 Введение в психологию

1. Психология как наука

Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Происхождение Своим названием и первым on-

слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Введение в психологию

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

1.1. Задачи и место психологии в системе наук

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его

центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально- ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

booksonline.com.ua

Шпаргалка по психологии — КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ

11. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ.

12. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТ

(наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).

13. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

(тест, анкеты, опросники, беседа, ан. продуктов деятельности, биографический, моделирование).

Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Рассмотрим классификацию, которая разработана Б.Г. Ананьевым (1907-1972).

На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.

1. Организационные методы.

Н а основе них строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод «поперечных срезов»). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых Комплексный метод — систематическая организация двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

2. Эмпирические методы.

Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном машины пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.

Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое является в действительности очень сложным и многофакторным процессом.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

Преимущества экспериментального метода

Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не ждать проявления воли, а создать условия.

Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Для теста необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых.

Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.

Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя.

Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к «картине», нарисованной обезьяной.

Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.

Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.

3. Методы обработки полученных результатов.

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

4. Интерпретационные методы

Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

Наблюдения (более пассивны)

Эксперименты (более активны )

Научный метод исследования не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно-объясняющие причины того или иного психологического явления

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт

Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер

Научный метод наблюдения переходит от написания фактов к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие четкий план, фиксация результатов в спец. дневнике

Лабораторный протекает в специальных условиях. Используется спец. аппаратура

Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах

Вспомогательные методы психологии

Анализ продуктов деятельности и биографический метод

Близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкеты, тесты

infourok.ru
CATEGORIES
Share This